Как погибал русский военный корабль у норвежских берегов под молчаливыми взглядами местных жителей, которые не могли помочь.

5,1K прочитали

Приветствую. 24 июля 1842 года, линейный семидесятичетырёхпушечный корабль "Ингерманланд" вышел из порта Архангельска для следования в Кронштадт. Корабль был новый, он только что сошёл со стапелей Соломбальской верфи и это был его первый поход. Кораблём командовал опытный офицер, капитан 1-го ранга П. М. Трескин. На корабле находилось 892 человека, включая 28 женщин и 8 детей, которые сопровождали своих мужей и родственников. Также в походе принял участие и корабельный мастер В. А. Ершов, который и вёл строительство корабля. Путешествие обещало быть необременительным и приятным, но всё обернулось трагедией.

 Примерно так выглядел "Ингерманланд". Фото из интернета.
Примерно так выглядел "Ингерманланд". Фото из интернета.

Корабль успешно дошёл до мыса Нордкап(Норвегия), обогнул его и встретил крепкий, противный ветер, из-за чего был вынужден лавировать несколько недель, за это время продвинувшись на совсем незначительное расстояние. Наконец, 21 августа ветер переменился. Задул свежий, попутный норд-ост, благодаря которому "Ингерманланд" под зарифленными парусами и дошёл к утру 26 августа до Скагеррака - пролива, отделяющего южный берег Норвегии от северо-западной части полуострова Ютландии. Ветер крепчал и изменил направление уже перестав быть попутным. Кораблю приходилось лавировать, облака закрыли солнце, из-за этого невозможно было провести астрономическую обсервацию и определить где точно находится корабль. Нужно отметить что в Скагерраке действуют мощные и быстрые течения, которые сносят суда в ту или иную сторону и капитану Трескину пришлось ограничиться счислением пути пройденного расстояния измеряемым лагом(прибором для измерения скорости), что не совсем надёжно. Это и послужило причиной крушения.

Шторм в море. Фото из интернета.
Шторм в море. Фото из интернета.

Между тем ветер перешёл в сильнейший шторм. Поздним вечером 30 августа, корабль боролся с бурей, а офицеры считали что находятся в достаточном удалении от берега. На корабле почти все люди находились внизу, многие спали. На палубе находились только вахта, капитан, вахтенный офицер и старший штурман. Вдруг с подветренной стороны моряки увидели огонь. Поначалу его приняли за топовый(мачтовый) огонь встречного судна. Но огонь оставался неподвижным. На корабле усомнились и тотчас же прозвучала команда начать поворот, чтобы поскорее отойти от этого странного огня. Мгновение-другое, "Ингерманланд" уже совершал поворот, когда три сильнейших удара сотрясли его корпус. Корабль налетел на камни. Позже, стало понятно, что "Ингерманланд" снесло течением и он находился у берега, а огонь который видели с корабля, оказался огнём маяка, предостерегающим моряков об опасности.

Корабль и маяк. Изображение из интернета.
Корабль и маяк. Изображение из интернета.

Корпус корабля получил сильные пробоины и начал быстро заполняться водой. Помпы работали во всю силу, но не справлялись с таким объёмом забортной воды. Корабль накренился, стоять на палубе стало невозможно. Решили рубить грот-мачту и фок-мачту для облегчения корабля, скидывали за борт тяжёлые орудия с верхней палубы. Сразу стало ясно, что корабль не спасти, но сберечь жизни людей надежда была. Корабль подавал сигналы бедствия - жгли фальшфейеры, стреляли из пушки, били в судовой колокол. Чтобы корабль не сносило от берега, бросили все якоря. Пытались спускать шлюпки. Корабль погружался и набегавшими волнами людей смывало с палубы в бушующее море. К двум часам ночи вода клокотала в корабле, наполнив его по самую верхнюю палубу, на которую уже накатывали волны. С этой минуты никто уже не пытался командовать. Делать что-нибудь уже не было ни возможности, ни сил. Раздался последний выстрел из пушки на верхней палубе, взывающий о помощи. Люди в ужасе столпились наверху, многие толпясь лезли в шлюпки, ожидая полного затопления корабля.

Картина К. В. Круговихина "Крушение корабля Ингерманланд". Изображение и интернета.
Картина К. В. Круговихина "Крушение корабля Ингерманланд". Изображение и интернета.

В это страшное мгновение, священник, подняв крест, громко стал читать отходную. Люди обнажили головы, готовые принять смерть. И только окончилась молитва, как раздалось троекратное прощальное "ура" нескольких сотен людей, заглушив вой ветра и рёв моря. Набежавшей волной смыло ещё несколько десятков человек, включая священника. Верхняя палуба уже была под водой. Только корма и нос корабля чуть возвышались над водой. Волны свободно перекатывались по палубам, ломая шлюпки и унося всё, что попадалось на пути, смывая людей, не уцепившихся за что-нибудь. Вдруг люди почувствовали что корабль будто бы перестал погружаться. Он оставался в полузатопленном положении, сохраняя свою плавучесть, благодаря тому, что в трюме находилось множество пустых бочек. Люди облепили бушприт, ванты и реи уцелевшей бизань-мачты, жались друг к другу на носу и юте(корме), каждый уцепился кто за что мог. Цеплялись и за находящиеся за бортом, срубленные мачты и обломки, плавающие вокруг. Время от времени, очередной несчастный отпускал слабеющие руки, и волны уносили его в бушующее море. Нет желания и наверное не нужно описывать душераздирающие сцены, происходящие в эти длинные часы на большом обломке, который уже нельзя был назвать кораблём.

Гибель корабля. Изображение из интернета.
Гибель корабля. Изображение из интернета.

Местные жители молчаливо наблюдали за происходящим с берега. Они попросту не могли ничем помочь - ни одно судёнышко не смогло бы пробиться сквозь шторм к гибнущему кораблю. На рассвете отчаявшиеся люди на "Ингерманланде" увидели как на горизонте показались три рыбачьих бота, но волны были слишком велики, и боты ушли, так и не решившись подойти ближе к кораблю. Мимо проходил и английский бриг, но и его капитан не рискнул помочь... Шторм продолжался два дня и всё это время люди провели на обломках, страдая и умирая от бессилия, холода, жажды... Некоторые не выдержав мучений, отпускали руки и срывались в море, предпочтя смерть бесконечным страданиям. Спасение пришло только утром 1 сентября - ветер чуть стих и к погибающему кораблю смогли пробиться тендер "Лена", шхуна "Хьортен" и военный пароход "Нордкап" и рыбацкие боты. Рискуя жизнью, норвежские моряки бросались с верёвкой в холодную воду, вытаскивая на себе обессиленных людей, после чего их перевозили в ближайший городок Мандал, жители которого спешили оказать помощь русским морякам. Из экипажа "Ингерманланда" погибло 389 человек, в том числе 20 офицеров, 21 женщина и 7 детей. Спаслось 503 человека, в числе которых 11 офицеров, 7 женщин, 1 ребёнок. Чудом спасся, но не был этому рад капитан Трескин - его смыло с палубы волнами в море и его в бессознательном состоянии затащили матросы на одну из шлюпок, которую потом прибило к берегу, где морякам оказали помощь местные рыбаки.

Спасение русских моряков. Изображение из интернета.
Спасение русских моряков. Изображение из интернета.

Остаётся отметить, что выживших вскоре забрали в Россию пришедшие за ними военный транспорт "Тверца" и торговое судно "Геба". Капитана Трескина судили, но суд, выслушав свидетельства выживших матросов и офицеров, оправдал его, как и одобрил действия офицеров при крушении. Норвежцы, участвовавшие в спасении русских моряков, были щедро награждены российским императором Николаем I. Тела погибших русских моряков и гражданских, вынесенные на берег, норвежцы торжественно похоронили на кладбище у деревни Вархауг, там же установлен мемориальный "Камень памяти". А напоминанием этой трагедии служит капитанская гичка с погибшего корабля "Ингерманланд", которую норвежцы бережно сохранили до наших дней. Сейчас она хранится в небольшом музее в Норвегии, который посвящён этой трагедии.

Та самая гичка с "Ингерманланда". Фото из интернета.
Та самая гичка с "Ингерманланда". Фото из интернета.

Ну а на этом всё, спасибо что прочитали, ставьте лайк если понравился материал, пишите своё мнение в комментариях и подписывайтесь на мой канал.

Если вам нравится моя работа и вам захочется поддержать канал, то вот мой кошелёк Юмани(бывший Яндекс-деньги): 410011162452252

Также подписывайтесь на мой канал в Телеграм, там больше интересных фактов: https://t.me/PZKomandor