Мне всегда хотелось взять рюкзак и поехать в самое долгое путешествие по городам мира и в каждом городе выходить на центральную улицу, площадь и смотреть на повседневную жизнь людей, быть сторонним наблюдателем. Мне всегда хотелось, смотря на табор цыган, который каждое лето приезжал и жил около нашего города, прожить с ними несколько дней и понять их. Мне всегда хотелось, окунуться в мир сумасшедших, в их мир за колючей проволокой. Мы всегда хотелось…Мне всегда хотелось, а фотограф Йозеф Куделка это все сделал. Его документальные фотографии напомнили мне о многих моих «мне всегда хотелось…»
Йозеф Куделка родился в Чехословакии в 1938 г., но после событий «пражской весны», где он сделал фотографии, которые потом облетели весь мир, ему пришлось навсегда покинуть родину. Он практически всю жизнь провел в постоянных разъездах, он вечный странник и, мне кажется, поэтому на его фотографиях так часто появляются «пожизненные изгнанники», люди, которые всегда будут вне общества. Любая его фотографии – это целая история, Фотограф не просто делает портреты людей, он помещает их в центр их быта. Он старается запечатлеть каждую деталь: от одежды до мелких предметов повседневного обихода, ему интересно, где спят эти люди, что висит на стене и стоит на столе. Мы видим жесткую прозу их прошлого, настоящего и будущего. Еще стоит заменить, что Куделка начал свою карьеру как театральный фотограф и поэтому, возможно, он часто фотографирует карнавалы, религиозные праздники, обряды. В его фотографиях умело соединяется повседневность и экстраординарность.
Куделка, фотографируя реальность, помещает ее в черно-белое пространство, убирая «шум», и оставляя только суть. Он воссоздает реальность, не приукрашивая ее, и часто на его фотографиях можно увидеть часть мира, которую тщательно ретушируют люди, стараются не замечать. Но он не пытается навязать нам свою реальность, он просто смотрит на мир и нажимает на кнопку. Его фотографии будто кадры из фильмов итальянского неореализма.
Куделка выпустил несколько книг со своими фотографиями: «Цыгане» (1975 г.), «Изгнанники» ( 1988г. ), «Черный треугольник» ( 1994г.), « Хаос» (1999г. ). Фотографии книги «Изгнанники» наиболее откликаются в моем сердце. Это серия фотографий в основном о людях, которые все еще ищут свое место в мире. В фотографиях много драматических образов, которые вызывают воспоминания и напоминания о том, что нужно посмотреть вокруг себя.
В 1971 года Куделка становиться сотрудником фотоагенства «Магнум». Но он продолжает быть фотографом одиночкой, он буквально живет в спальном мешке, каждые три недели переезжая. Он отрицает материальные ценности. Он всегда делает то, что хочет. Он говорит, что никто не может его купить и этим он дорожит больше жизни. Он с сожалением говорит, что ему жаль, что его книги может купить любой человек, он бы хотел сам выбирать, кому показать свои фотографии. Фотографии – это его жизнь, а свою жизнь часто не хочется пускать посторонних «в грязных ботинках».
Сейчас Куделка продолжает создавать серию снимков о том, как изменилась планета за 10 лет под влиянием человека.
Куделка фотографирует и людей, и животных, и пейзажи, но всех фотографиях есть одиночество, часто одиночество среди толпы. Каждая фотография наполнена трагизмом, и за каждым героем есть история, которую можно превратить в книгу. В его фотографиях есть жить без фильтров и фотошопа, жизнь, которую мы стараемся не замечать и приукрасить. И глядя на такие фотографии, вспоминаешь, что жизнь не на прямоугольном экране, а жизнь вокруг тебя и жизнь не может быть наполнена только радостными событиями, но и за это ее и нужно любить.