Найти тему
BFM.ru

На Западе массово сокращают директоров по разнообразию и инклюзивности

   Alamy/Reuters
Alamy/Reuters

Одним из самых известных специалистов по разнообразию была Латондра Ньютон, старший вице-президент Walt Disney. При ней в центре развлечений Disney World отменили привычное приветствие посетителей: «Леди и джентльмены, мальчики и девочки!». Еще началось активное внедрение в фильмы геев, лесбиянок и других меньшинств. На главную роль в «Русалочке» пригласили чернокожую актрису. Но зрители ход не оценили. В итоге недавно Ньютон уволили из компании. Затем стало известно, что глава отдела по вопросам инклюзивности Netflix покинет свой пост в сентябре. Потом аналогичные посты покинули сотрудницы Warner Bros. Discovery и Американской академии кинематографических искусств и наук.

В эпоху, когда все на все обижаются — на цвет кожи, на вероисповедание, на ориентацию, — на Западе считали, что без таких специалистов никуда. Но, как показывают исследования консалтинговых компаний, никто из директоров по разнообразию надолго на своих постах не задерживался. Максимум — три с лишним года, а то и меньше двух лет. На волне движения MeToo компании переинвестировали в таких работников. Сейчас они начали считать деньги, да и хайп постепенно сошел на нет. Плюс далеко не все пришедшие на эти позиции показали, что могут приносить результат. Теперь приходится расплачиваться.

Спасает то, что подход к занятости в США другой: там увольнять гораздо проще, чем в Европе или в России. Продолжает гендиректор Changellenge, эксперт в сфере HR Андрей Алясов:

Андрей Алясов гендиректор Changellenge, эксперт в сфере HR «Если говорить про Россию, у нас такого хайпа не было даже и близко. В лучшем случае кому-то из людей в HR ставят в задачу, например какие-то вещи, связанные с разнообразием. При этом под разнообразием в России и в мире понимают разные вещи. В мире это условно про ЛГБТК-комьюнити и множество других аспектов. В России скорее это про соотношение мужчин и женщин в лидерском составе, про инклюзивность по отношению к людям с ограничением двигательных способностей. В России это достаточно понятная монотонная постоянная работа про то, чтобы возможности у людей внутри компании были примерно равные. Здесь нам много, если честно, как можно поработать. До сих пор есть достаточно большой разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами. И далеко не во всех компаниях, о которых мы говорим в какой-нибудь российской глубинке, единое отношение к людям. Это обусловлено в определенной степени особенностями российского общества и в том числе, к сожалению, проблемами в самих компаниях».

Кто-то из российских менеджеров называет моду на директоров по разнообразию просто бессмысленной, другие оценивают это как движение идеологического идиотизма. Все-таки многие компании так и не поняли, как добиваться этого пресловутого равенства и разнообразия. Феномен в первую очередь социально-культурный, а не бизнесовый, считает Антон Мишин, замгендиректора tada.team — IT-компании, создающей решения для корпоративной коммуникации:

Антон Мишин замгендиректора tada.team «Россия — разнообразная страна, мультинациональная, здесь много представителей разных культур, национальностей. Просто исторически так сложилось, что хорошо друг с другом уживаются и передают друг другу опыт. Кажется, что для России не очень применим социальный аспект этой проблемы — мы разнообразны, в отличие от отдельных стран Запада, которые были долгое время монотонными. У нас практически в любой компании, не только в IT, присутствуют представители разных народов, верований, национальностей и так далее. Кажется, что HR в России как функция немного отстает от того, как эта функция развивается в мире, до нас просто не успел дойти тренд с разнообразием и переводом этого разнообразия в какую-то эффективность. Раз западные исследования сейчас показывают, что эта тема оказалась не самой эффективной, наверное, мы опустим этот этап. Это как недавно был пример с переходом на четырехдневную рабочую неделю в отдельных европейских странах. Там, насколько я помню, по расчетам эта модель показалась не самой эффективной».

Впрочем, некоторые западные компании видят плоды работы в этом направлении. Например, фирма-разработчик Riot Games в 2019 году наняла директора по равноправию, и в компании увеличилось число сотрудниц. Но незначительно: всего на 3% за три года.