Как приучить ребёнка к чтению

Думаю, далеко не все наши читатели слышали, что я не просто преподаватель биологии со стажем, но и дипломированный психолог. И я совершенно точно знаю, что многие родители задаются вопросом, как сделать так, чтобы ребёнок читал и делал это с удовольствием.

Любовь к чтению, как и само умение читать, – навык приобретённый. Его можно развить, если грамотно подойти к вопросу.

1. Пример родителей. Помните, что дети всё повторяют за взрослыми, они как бы наше отражение, в чём-то утрированное и немного карикатурное. Если ребёнок постоянно видит в руках родителей телефон, а не книгу, то будет делать точно так же. Если же вы сами будете читать и делать это с удовольствием, это станет отличной мотивацией для детей.

2. Чтение не должно быть наказанием. Не связывайте этот процесс с чем-то негативным. Иначе установка закрепится и ребёнок долгое время (а, возможно, и всю жизнь) станет связывать книги с неприятными эмоциями и стремиться их избежать. Пример негативного подкрепления: станешь плохо себя вести – будешь завтра читать вместо гулянки.

3. Интересные моменты и незавершённость. Выберите книги с захватывающим сюжетом, юмором или тёплыми чувствами… Для каждого ребёнка существуют свои триггеры, способные вызвать любопытство. Зачитывайте отдельные главы и сцены, но старайтесь оставить самое интересное, развязку, на самостоятельное прочтение. Желание узнать, чем же всё закончилось, побуждает ребёнка продолжить и закончить книгу. Например, помните сценку из «Тома Сойера», где он красит забор? Находчивость и хитрость помогли Тому не только избавиться от неинтересного занятия, но ещё и получить много бонусов. Отрывок вызывает желание узнать, раскроют ли мальчишку, влетит ли Тому или всё сойдёт с рук.

4. Книги по интересам, а не по списку литературы. Школьное чтение, безусловно, важно для обучения. Но согласитесь, что не все произведения программы подходят по возрасту и вызывают заинтересованность. К тому же они могут быть сложны в освоении, так как содержат массу незнакомых слов, многие из которых давно не используются в современном языке. Например, сказки Бажова (Серебряное копытце, Хозяйка медной горы и другие) хороши, но очень тяжелы для чтения из-за диалектизмов и незнакомых понятий. Ребёнку сложно добраться до сути через все эти словесные обороты. Поэтому позвольте детям читать то, что они выбирают сами (конечно же, в разумных пределах). Пройдитесь вместе по книжному магазину, попробуйте разные жанры.

5. Не заставляйте читать то, что нравится вам сейчас или нравилось в детстве. Во-первых, все люди разные. Важно понимать: то, что боготворит один, может никак не затрагивать другого. И это нормально. Во-вторых, вы и ваш ребёнок из разных поколений. Мир изменился, поменялись интересы. И это тоже совершенно нормально. Детям нравится читать современную литературу? Это же прекрасно! Поддержите такой интерес. А при желании и развитой любви к чтению ребёнок позже сможет оценить и любимые произведения вашего детства.

6. Предоставьте выбор и обеспечьте разнообразие. Давайте вообразим такие ситуации: папа Насти любит детективы, поэтому книги этого жанра лежат повсюду в квартире; мама Лёши обожает женские романы, которыми уставлен весь стеллаж в гостиной. Прекрасно, что родители этих детей с удовольствием читают и подают хороший пример. Но проблема в том, что Настя не хочет читать детективы, Лёшу совсем не привлекают любовные романы, а другой литературы у них не водится. Такого не произойдёт, если в доме будут книги самых разных жанров: ребёнок сможет ознакомиться и выбрать что-то по своему вкусу.

Вспоминая своё детство, понимаю, что мои родители и бабушки бессознательно использовали всё это. И сработало на 100% :) Доходило до того, что мне порой наоборот запрещали читать, так как слишком долго это делала или было плохое освещение (из-за близорукости мне это особенно неполезно). Поэтому берите на вооружение проверенные рекомендации, чтобы ребёнок относился к книге с интересом и любовью, а не ужасом и отвращением.