Неконкурентные процедуры для объема закупок у субъектов МСП (Закон № 223-ФЗ)

Анна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок
Анна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок

В соответствии с п. 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение), закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) осуществляются путем проведения торгов и иных способов закупки, к которым относятся иные неконкурентные способы закупки и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с п. 20 Положения при осуществлении закупки в соответствии с подп. «б» п. 4 данного Положения (только среди субъектов МСП) в извещении и документации о закупке указывается, что участниками такой закупки могут быть только субъекты МСП.

Руководствуясь вышеуказанными нормами, долгие годы заказчики, осуществляющие закупочную деятельность в рамках Закона № 223-ФЗ, учитывали закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствующем объеме закупок у субъектов МСП при условии публикации такой информации в единой информационной системе.

Норма, устанавливающая обязанность осуществлять закупки только у субъектов МСП не новая, и аналогичная позиция, касающаяся учета в объеме закупок у субъектов МСП единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), была поддержана Минэкономразвития России в письме от 30.10.2015 №28и-3279.

Рассматривая данный вопрос, следует учесть противоположную позицию, изложенную в 2023 году Минфином России в своем письме от 07.06.2023 № 24-07-08/52488, согласно которой, заказчики для достижения заветных 20% закупок среди субъектов МСП вправе учитывать:

1) конкурентные закупки в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты МСП;

2) неконкурентные закупки с применением механизма «электронного магазина», если условиями таких закупок предусматривается участие в них только субъектов МСП;

3) неконкурентные закупки, предусматривающие участие нескольких участников закупки, но только из числа субъектов МСП.

Таким образом, позиция ведомства сводится к тому, что учесть в 20% договор, заключенный по результатам неконкурентной закупки, возможно только при одновременном выполнении двух условий: наличия «состязательности», предполагающее множество участников, и размещения в ЕИС извещения и документации о такой закупке.

Автор статьи: Анна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 8 (108), август 2023 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:

И на Рутуб: https://rutube.ru/video/38e47e67ea57332ae6351dc39aa15a27/