Критерий оценки заявок «Квалификация УЗ»: показатель «Наличие специалистов» (№ 44-ФЗ)

123 прочитали
Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок
Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок

В настоящем материале автор предлагает читателю ознакомиться с особенностями установления одного из возможных показателей оценки конкурсных заявок по критерию «Квалификация участника закупки», а именно речь пойдет о наличии у участника специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Но перед тем, как перейти непосредственно к сути, следует вспомнить некоторые общие положения.

Оценка заявок регулируется положениями ст. 32 Закона № 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – ПП РФ № 2604), в совокупности предусматривающими закрытый перечень критериев, одним из которых является критерий «Квалификация участников закупки» (далее – «Квалификация»), очень часто применяемый на практике.

В соответствии с п. 24 Положения об оценке заявок, утвержденного вышеназванным постановлением, установлено правило, что для оценки заявок по такому критерию могут применяться следующие показатели оценки:

· наличие у участника закупки финансовых ресурсов;

· наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

· наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

· наличие у участника закупки деловой репутации;

· наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Стоит отметить, что данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, что означает отсутствие у закупщиков возможности устанавливать собственные показатели, прямо не предусмотренные нормой.

Также приведена оговорка о том, что выбор отдельных показателей может быть определенным образом ограничен, если это предусмотрено непосредственно самим Положением об оценке, утвержденным ПП РФ № 2604. Так, например, в конкурсах на строительство прямо указано, что единственным показателем оценки по критерию «Квалификация» может быть исключительно показатель «Наличие у участников закупки опыта, связанного с предметом контракта».

В остальных случаях, если прямое исключение не предусматривается нормами ПП РФ № 2604, заказчик вправе самостоятельно выбирать как один, так и несколько показателей из приведенного списка.

Однако, все же не следует устанавливать критерии и показатели только по принципу допустимости. Важно помнить, что главной задачей конкурсной процедуры является выбор наилучших условий исполнения контракта, а, следовательно, выбирая критерии и (если предусмотрено) показатели, необходимо понимать, зачем конкретно они нужны и почему от них зависит выбор наилучших условий. Такая ясность требуется в первую очередь самому заказчику, поскольку в случае поступления в отношении такой закупки жалобы в контролирующие органы, вероятно, потребуется это объяснять.

Для оценки по показателям применяются также детализирующие показатели, которые фактически должны раскрывать суть того, что подлежит оценке, и которые в обязательном порядке должны быть указаны в специальном документе, прилагаемом заказчиком к извещению о закупке (или включаться в документацию о закупке (если ее составление предусмотрено законодательством)).

Также из содержания рассматриваемого постановления следует, что для целей выставления баллов заказчик может использовать формулы, а в отдельных случаях и шкалу. При этом возможности использования шкалы достаточно ограничены, и предусмотрены они пунктами 22 и 23 Положения об оценке, утвержденного ПП РФ № 2604.

Фактически решение вопроса, что использовать: формулу или шкалу, при наличии оснований применения шкалы, остается на усмотрение заказчика, но немногочисленная на сегодняшний день правоприменительная практика подсказывает, что все показатели, детализирующие показатели, которые выражаются в числовом значении (то есть, все, что можно посчитать) безопаснее оценивать с применением формул (например, решение Челябинского УФАС России от 22.04.2022 № 074/06/105-925/2022 (174-ж/2022)).

Теперь же перейдем непосредственно к вопросу работы с показателем оценки квалификации под названием «Наличие у участников специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В отношении данного показателя предусмотрено, что в документе, являющемся обязательным приложением к извещению (или документации при наличии) о проведении конкурса (прим.: форма документа установлена Приложением № 1 к Положению об оценке заявок, утвержденному ПП РФ № 2604), необходимо устанавливать:

Первое: перечень специалистов и иных работников, их квалификацию, необходимые для реализации контракта.

Но что это за специалисты или работники, наличие какой именно квалификации требуется - не регламентируется ничем. И это вполне справедливо, поскольку их будут предопределять потребности заказчика, которые в свою очередь зависят от объекта закупки и условий исполнения контракта. Например, для проведения аудита потребуются аудиторы, для образовательной услуги – преподаватели, для медицинской – медики и, вероятно, не любые, а специалисты в каком-то или каких-то вполне конкретных направлениях и тому подобное. Квалификация же также остается на усмотрение заказчика. Так, для оказания юридической услуги может быть вполне достаточным наличие некоторого множества юристов в штате, а в других случаях заказчик будет оценивать не просто юристов, а юристов с научной степенью, и так далее.

Вопрос квалификации исполнителей в целях оценки конкурсных заявок зачастую становится предметом дискуссий, а следовательно, на этот счет есть множество разнообразных мнений. Поскольку эта тема очень широкая и не является предметом рассмотрения настоящего материала, автор лишь повторно отмечает, что заказчику следует четко понимать почему именно такие и такого уровня специалисты (работники) требуются, так как в определенных обстоятельствах может потребоваться аргументация данного требования.

Так, в письме ФАС России от 07.02.2023 № ПИ/8371/23 отмечается, что заказчик самостоятельно определяет и устанавливает документы, подтверждающие квалификацию специалистов и иных работников, требования к их содержанию, наименованию квалификации при необходимости, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Положения об оценке, профессиональных стандартов, а также с учетом специфики планируемой к осуществлению закупки. При этом установленное заказчиком содержание показателя, раскрывающее соответствующий критерий оценки, в том числе информация и документы, не должны приводить к ограничению конкуренции, в том числе к необоснованному ограничению числа участников закупки.

Второе: перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:

· трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 ТК РФ;

· информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством РФ).

При этом, если с трудовой книжкой все предельно ясно, то что будет относиться к сведениям о трудовой деятельности?

В соответствии со ст. 66.1 ТК РФ в сведения о трудовой деятельности включаются:

· информация о работнике,

· месте его работы,

· его трудовой функции,

· переводах работника на другую постоянную работу,

· об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора,

· другая предусмотренная ТК РФ, иным федеральным законом информация.

То есть фактически речь идет об электронной трудовой книжке.

Так чем же так примечательны формулировки, употребляемые в Положении об оценке, утвержденном ПП РФ № 2604, в отношении данного показателя?

В течение долгого времени до появления в 2022 году новых правил оценки, пришедших взамен ранее действовавшего постановления Правительства РФ[1], практика не могла сформировать единой позиции относительно обязанности заказчика предусматривать возможность подтверждения наличия привлекаемых участником на договорной основе специалистов, помимо наличия у такого участника соответствующего кадрового ресурса. Во многих регионах установление требования о том, что к оценке принимаются только сведения, подтверждающие наличие трудовых правоотношений, расценивались как ограничение конкуренции, но, разумеется, было и иное мнение.

При этом в положениях рассматриваемого ПП РФ № 2604 нигде не предусмотрели даже права заказчикав качестве альтернативны подтверждения возможности участника закупки обеспечить привлечение компетентных специалистов, предоставить иные документы (например, гражданско-правовые договоры).

Напротив, рассматриваемое постановление прямо предусматривает, что документами, подтверждающими наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, являются исключительно документы, свидетельствующие о наличии трудовых правоотношений между работником и работодателем: трудовая книжка либо электронная трудовая книжка.

Более того, изменениями, внесенными ПП РФ № 1946[2] в положения ПП РФ № 2604, и вступившими в силу с ноября прошлого года, прямо предусматривается, что под специалистами и иными работниками в целях толкования рассматриваемого постановления понимаются именно работники в значении, предусмотренном трудовым законодательством.

А в соответствии со ст. 20 ТК РФ работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Важно еще раз подчеркнуть, что формулировка «перечень следующих информации (в том числе данных) и документов», используемая в пп. «б» п. 30 Положения об оценке, утвержденного ПП РФ № 2604, и свидетельствующая о том, что перечень, приведенный в данной норме, является закрытым, также не оставляет иного выбора заказчику, поскольку при таких обстоятельствах последний лишен права на его расширение даже в целях обеспечения возможности участия более широкого круга лиц. Следовательно, гражданско-правовые договоры не могут предусматриваться заказчиком, а также приниматься к оценке в качестве документов, подтверждающих наличие у участника специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Данный вывод подтверждается также позицией ФАС России, изложенной в письме от 07.02.2023 № ПИ/8371/23, , где ведомство со ссылкой на аналогичную позицию Минтруда России также подчеркнуло что гражданско-правовые договоры, заключенные между участником закупки и специалистами (иными работниками), не являются информацией и документами, подтверждающими наличие таких специалистов и их квалификацию в соответствии с положениями ТК РФ.

[1] ПП РФ от 28.11.2013 № 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

[2] ПП РФ от 31.10.2022 № 1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Автор статьи: Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 8 (108), август 2023 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:

И на Рутуб: https://rutube.ru/video/a975baa2564100accc2c833515c16461/