Запрос дополнительной информации от участника по Закону № 223-ФЗ

Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок

Дополнительный запрос (уточнение) заказчиком документов (сведений), содержащихся в первоначальной заявке участника, является одной из злободневных тем по Закону № 223-ФЗ. Положения о закупке многих заказчиков предусматривают возможность требовать от участников дополнительные документы и сведения, которые первоначально не были включены участником в заявку на участие в закупке. Объясняется данное требование необходимостью расширения круга участников, принимающих участие в закупке. Например, зачем отклонять участника за предоставление в заявке противоречивой информации, если такую информацию можно уточнить в момент проведения рассмотрения заявки?

По данному вопросу сформировалась различная практика: отдельные антимонопольные органы полагают, что такой дополнительный запрос допустим, другие же, напротив, расценивают указанные действия как противоречащие нормам Закона № 223-ФЗ.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2023 № 305-ЭС22-29198 внесена определенная ясность в решение данного вопроса. Суд поддержал решения нижестоящих судов о том, что разрабатываемые заказчиками положения о закупках, документации о закупках не могут и не должны противоречить действующему законодательству, и право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участника в правоотношениях.

В частности, право осуществления дополнительного запроса информации и документов у участников закупки до подведения итогов закупки не предусмотрено Законом № 223-ФЗ. Если дополнительный запрос документов и сведений не регламентирован в положении о закупке и в документации о закупке, а зависит исключительно от субъективной оценки и волеизъявления заказчика, то такой дополнительный запрос содержит риски необъективной оценки поданных заявок, что влечет нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. При этом Верховный суд не указал в своем Определении, что дополнительный запрос информации и документов в целом запрещен.

По мнению автора, а также отдельных представителей антимонопольных органов, запрос дополнительной информации или документов от участника после окончания срока подачи заявок имеет право на существование. Однако, в документации о закупке должен быть четко прописал алгоритм его применения. Такой алгоритм в равной степени должен распространяться на всех участников, подавших заявки, и, что более важно, не влечь за собой изменения решения, которое было бы принято комиссией заказчика по заявке в отсутствие запрашиваемой информации и документов.

Предположим, что в документации о закупке заказчика было установлено требование о предоставлении участниками в составе заявки выписки из реестра лицензий, подтверждающей наличие у участника соответствующей лицензии. Одни участники такую выписку в состав заявки включили, а другие нет. Следовательно, последним необходимо отказать в допуске к участию в процедуре. Однако, вместо этого заказчик проводит дополнительный запрос выписки среди всех участников, которые ее не предоставили. Они такую выписку предоставляют, и кто-то из них становится победителем закупки. При этом, если дополнительный запрос не был предусмотрен изначально, то победителем закупки стало бы лицо, которое изначально позаботилось о наличии выписки в составе заявки. В рассматриваемом примере дополнительный запрос изменил состав участников, допущенных к процедуре, и позволил стать победителем участнику, который изначально не должен был быть допущен к участию в закупке. Несмотря на наличие алгоритма в документации о закупке, указанные действия заказчика не исключают жалоб со стороны участников и признание таких жалоб антимонопольными органами обоснованными.

В связи с вышеизложенным, при решении вопроса о необходимости установления порядка дополнительного запроса от участников документов и сведений заказчик должен оценить все связанные с этим риски.

Автор статьи: Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 8 (108), август 2023 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:

И на Рутуб: https://rutube.ru/video/261c4805544a445975de1c4b609aabdb/