До нового учебного года остался один месяц. Наверняка многие родители школьников уже задумываются о том, как занять своего ребенка после уроков. Стоит признать, что в современном мире мы сталкиваются с невероятным количеством информации и предложений, и выбрать правильное направление дополнительной деятельности непросто.
В системе дополнительного образования нашей школы много кружков, направленных на развитие творческих способностей и дарований школьников. В их числе — театральный кружок «Волшебная сцена».
Сегодня я расскажу о его программе, в основе которой лежит авторская методика художественно-эстетической направленности Генераловой Ирины Альбертовны.
Программа рассчитана на преподавание в начальной школе с 1 по 4 класс. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. В основе занятий лежит игра, в процессе которой дети совместно с педагогом моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые, в свою очередь, пробуждают детское воображение и стремление к творчеству.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы, так и нетрадиционные. К последним можно отнести посещение театров, проведение тематических экскурсий, просмотр фильмов или мультфильмов, прослушивание музыки, выполнение тренингов из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работу по изготовлению эскизов декораций и реквизита.
Одной из идей программы театрального кружка является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям, основанном как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях.
Программа кружка включает в себя несколько направлений.
Это работа в рабочих тетрадях, которая ведётся каждое занятие по 10-15 минут. Время определяется спецификой кружка и особенностями детского возраста, которому необходима смена видов деятельности для поддержания внимания. Тетради предлагают много активностей: раскрашивание, рисование, вырезание, составление композиций, мозаики, изготовление игрушек, масок…
В теоретической части занятий по тетрадям дети знакомятся с историей возникновения театра, рассматривают его в контексте других видов искусств, исследуют и анализируют работу различных театральных профессий, пополняют свой словарной запас театральной лексикой.
Важными этапами работы с детьми на занятиях в театральном кружке является дыхательная гимнастика и артикуляционная разминка. Это комплекс упражнений для тренировки органов речи с целью выработки правильного дыхания и звукопроизношения, что необходимо при формировании сценической речи юных актёров.
Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному актёрскому тренингу, который проводится на каждом занятии. Задача тренинга — пробудить творческую фантазию, приспособить ребёнка к сценической условности.
Обязательным элементом актёрского тренинга является игра. Ведь именно благодаря игре дети раскрепощаются, чувствуют себя свободнее, непосредственнее и смелее.
Игровой тренинг включает в себя ряд игр, упражнений на развитие внимания, памяти, воображения, ритмопластики и импровизаций на заданные темы и занимает по времени большую часть урока. Первый раз игровой тренинг проводит сам учитель, затем в роли ведущих выступают сами дети. Багаж театральных игр от урока к уроку пополняется либо усложняется.
И, конечно, на занятиях, дети готовятся к спектаклям, работают над образами своих персонажей, репетируют, изготавливают реквизит, рисуют эскизы декораций.
Два раза в год, как правило, в декабре и в мае, воспитанники кружка показывают родителям и одноклассникам результаты своей театральной деятельности. Это могут быть сценки, небольшие спектакли или концерты.
В финале любого занятия даётся оценка деятельности всего коллектива, выделяются особо отличившиеся дети.
Обобщая вышесказанное, в структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Работа по тетради, включающая работу с театральным словарём.
2. Упражнения на постановку правильного дыхания.
3. Артикуляционная разминка.
4. Игровой тренинг.
5. Репетиции и показ.
6. Подведение итогов работы. Обсуждение показов.
Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. А театр, как один из видов искусства, со своей многогранной природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, научить делиться своими мыслями и чувствами, умением слушать и слышать других, развиваться, творить и играть.
#школа1590 #ДОНМ #нашиУчителя