Найти тему
Mexicalli

(Краткий) путеводитель по цивилизациям Мезоамерики - часть 2

Сегодня мы будем знакомиться с менее распиаренным народом Мезоамерики, чем те же ацтеки или майя. Около 600 г. до н.э. (а может даже и раньше) высокого уровня развития достигают соседи ольмеков - сапотеки.

Добавляем к ольмекам новых жителей Мезоамерики
Добавляем к ольмекам новых жителей Мезоамерики

Слово «сапотек» тоже ацтекского происхождения - zapotecah (мн.ч. zapotecatl - «люди из места, где растёт сапотовое дерево»). Сравнительно недавно появилась версия о том, что по-хорошему они должны бы называться сапочтеками – za(a)pochteca, что происходит от za/zaa – «небо» и pochteca - «торговец», то есть «небесные торговцы». Этот вариант более близок одному из самоназваний народа (в зависимости от места проживания): 
1) Bene xhon (север) – «
человек»;
2) Ben´Zaa (центр/запад) – «
люди облаков»;
3) Mén Diiste (юг) – «
люди, говорящие на древнем языке»;
4) Binni záa (восток) – «
люди, пришедшие с облаков».

Сапотеки обосновались к югу от земель ольмеков - в долине Оахаки, окружённой горами. Ныне здесь же расположен штат Оахака с одноимённой столицей
Сапотеки обосновались к югу от земель ольмеков - в долине Оахаки, окружённой горами. Ныне здесь же расположен штат Оахака с одноимённой столицей

Потомки сапотеков и сегодня живут там же, где их предки. Самый известный сапотек Мексики – Бенито Хуарес, 26-й президент и национальный герой, защитивший однажды страну от иностранных интервенций.

Первым значимым поселением сапотеков было Сан-Хосе-Могóте, основанное ещё во времена зарождения ольмекской культуры (1500 год до н.э.). Маленькое село на 150 человек к 700 году до н.э. разрослось в 20 раз. Жители выращивали кукурузу, чили и авокадо, а из домашнего мяса ели только собак. И очень редко - индюшек: чтобы вырастить эту птицу, нужно скормить ей очень много драгоценной кукурузы. Из дичи – олени, дикие свинки и кролики.

Со временем Сан-Хосе-Моготе стал отличаться от обычного села общественными постройками. В узком коридоре между двумя такими зданиями нашли барельеф, изображающий мёртвого пленника с фонтанирующей из груди кровью. Причём он был расположен так, что каждый проходящий по коридору обязательно наступал на него.

"Монумент 3": обнажённый человек с закрытыми глазами и открытым ртом – указание на то, что он мёртв. Убит или принесён в жертву: на это указывает изображение на груди – это кровь, будто разрезали грудь для извлечения сердца / Рисунок Марка Орсена
"Монумент 3": обнажённый человек с закрытыми глазами и открытым ртом – указание на то, что он мёртв. Убит или принесён в жертву: на это указывает изображение на груди – это кровь, будто разрезали грудь для извлечения сердца / Рисунок Марка Орсена

Между ног персонажа виден глиф «1 Землетрясение» 260-дневному календарю сапотеков – это может быть как имя человека, так и дата. Этот глиф - первый образец сапотекской письменности и один из первых образцов письменности в Мезоамерике вообще. И одно из первых свидетельств именования людей в соответствии с датой календаря.

Ещё одна интересная особенность Сан-Хосе-Моготе – наличие изделий из обсидиана, хотя месторождений этого камня нет нигде в Долине. Кто у нас был известным дельцом обсидианом? Ольмеки. Отсюда предположение, что у ранние сапотеки торговали с ольмеками из Сан-Лоренсо. В свою очередь, у ольмеков были найдены сапотекские полированные зеркала из магнетита.

Со временем Сан-Хосе-Моготе превратился в настоящий политический центр, которому подчинялись и платили дань многие близлежащие деревушки. Но времена меняются, и к 500 г. до н.э. он утратил своё влияние и сам стал подконтрольным новому центру сапотеков.

В то время в долине шла борьба за власть между разными поселениями. При этом в самом центре была нейтральная зона, где никто не жил - во избежание столкновений. Именно в этой зоне около 500 года до н.э. на холме высотой 400 метров был основан Мóнте-Альбáн, куда стали стекаться люди со всей долины. Этот город, крупнейший у сапотеков, стал центром их силы, заменив Сан-Хосе-Моготе.

Карта археологической зоны Монте-Альбана (центральной площади и окрестностей): выделяются Северная и Южная платформы, буквами названы ключевые здания, виден стадион для игры в мяч (Ballcourt) и храм "танцоров" (Danzantes) / MapMaster, Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0
Карта археологической зоны Монте-Альбана (центральной площади и окрестностей): выделяются Северная и Южная платформы, буквами названы ключевые здания, виден стадион для игры в мяч (Ballcourt) и храм "танцоров" (Danzantes) / MapMaster, Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

Cчитается, что Монте-Альбаном место прозвали конкистадоры из-за сходства пейзажа с Альбанскими горами Италии, ацтеки же называли его Оселотепек – ocelotepec, «гора ягуара». Сапотекское название неизвестно.

Монте-Альбан – настоящий джекпот для исследователей сапотеков: здесь тебе и таинственные барельефы, и пирамиды разного размера (включая астрономического назначения!), и календарь (даже два), и гробницы, а ещё письменность и характерный художественный стиль (оба направлены на провозглашение силы сапотеков). Но обо всём по порядку.

Главная площадь Монте-Альбана: рядом жила элита в каменных домах на 3-4 комнаты с внутренним двориком, под которым обычно была подземная гробница. Простые люди жили на склонах холма в домах из необожжённого кирпича на 1-2 комнаты / Antonio Rafael de la Cova, LatinAmericanStudies.org
Главная площадь Монте-Альбана: рядом жила элита в каменных домах на 3-4 комнаты с внутренним двориком, под которым обычно была подземная гробница. Простые люди жили на склонах холма в домах из необожжённого кирпича на 1-2 комнаты / Antonio Rafael de la Cova, LatinAmericanStudies.org
Лестница на Южную платформу - вы только гляньте на масштаб! / Uspn, Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0
Лестница на Южную платформу - вы только гляньте на масштаб! / Uspn, Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

Выделяется группа барельефов под названием Danzantes Танцоры») – это около 300 каменных плит, изображающих людей с несколько ольмекскими чертами лица (грустный рот и раскосые глаза, например). Тела их изогнуты как будто в танце – отсюда и название. Некоторые изображены беззубыми (или с одним клыком) и с бородой. Доподлинно неизвестно, что это на самом деле такое, для чего сделано и что изображает. Название-то безобидное, но если присмотреться...

Лишь малая часть "танцоров" / Центр: mexicalli, по периметру - Antonio Rafael de la Cova, LatinAmericanStudies.org
Лишь малая часть "танцоров" / Центр: mexicalli, по периметру - Antonio Rafael de la Cova, LatinAmericanStudies.org

Люди обнажены, что в Мезоамерике считалось высочайшим унижением, у некоторых видны половые органы (точнее, что-то похожее на цветок или завитушки). Глаза у большинства закрыты, а у некоторых танцоров отсечены части тела и из них фонтаном бьёт кровь. Один «танцор» – это вообще одна лишь голова. Все они мертвецы, поверженные вожди покорённых племён. Уже что-то не хочется танцевать на празднике у сапотеков.

В Монте-Альбане есть целое здание - храм, где расположена галерея таких барельефов. Возможно, этот храм – мемориал войны с изображениями её жертв. Все эти люди - предводители соперничающих центров. Похоже, очень активно воевали сапотеки. Впрочем, это лишь одна из версий. Среди прочих, например, есть версия, что эти люди изображают повадки ягуара, поэтому изогнуты в такие неестественные для человека позы.

Сапотеки, получается, куда более воинственные, чем ольмеки - по крайней мере, они об этом кричат буквально на каждом углу.

Среди множества строений выделяется так называемое Здание J – оно имеет необычную форму стрелы и относительно остальных стоит как бы по диагонали. Построено Здание J таким образом, что человек, выглядывающий из храма наверху этого строения, мог увидеть восход Капеллы (третьей по яркости звезды Северного полушария) прямо перед восходом Солнца. Эти восходы приходятся примерно на один и тот же день (±1 день) каждый год.

3D модель Здания J: если посмотреть на карту выше, то в глаза сразу бросится необычность формы этого здания. Все остальные постройки - квадратные / ARQUEOLOGÍA EN LA PLAZA PRINCIPAL DE MONTE ALBÁN, montealban.oucreate.com

Дополнительно к этому зданию поодаль по диагонали построено Здание P. Под главной лестницей есть небольшое помещение, а в самой лестнице - отверстие: когда Солнце в зените, тень внутри помещения падает прямо. Это тоже происходит 2 раза в году и как раз примерно в то же время, что и восход звезды.

Оба здания наверняка использовались для поддержания правильного счёта дней в календаре. Таким образом, сапотеки знали астрономию и использовали календарь, отслеживая положение Солнца.

Здание P расположено по диагонали от Здания J. В центре можно увидеть отверстие в лестнице. Справа - лучи солнца попадают в это отверстие / ARQUEOLOGÍA EN LA PLAZA PRINCIPAL DE MONTE ALBÁN, montealban.oucreate.com; INAH TV
Здание P расположено по диагонали от Здания J. В центре можно увидеть отверстие в лестнице. Справа - лучи солнца попадают в это отверстие / ARQUEOLOGÍA EN LA PLAZA PRINCIPAL DE MONTE ALBÁN, montealban.oucreate.com; INAH TV

У сапотеков был не один, а целых два календаря: ритуальный 260-дневный календарь и аграрный 365-дневный календарь. Нашёл такую версию, что в ритуальном календаре 260 дней как отражение продолжительности беременности: от первых пропущенных месячных до родов якобы как раз 260 дней проходит. Дети как бы проходят целый цикл до рождения, их и называли потом в честь знака дня рождения по этому календарю.

Теперь о письменности. В Монте-Альбане найдены первые тексты Мезоамерики, высеченные на некоторых «танцорах» и в других местах. Сапотеки пользовались цифрами в виде точек и линий (как на фото ниже) – такие потом будут встречаться и у майя, и у ацтеков. Иероглифов у сапотеков встречается много, но прочитать их все до сих пор не удалось.

Погребальная урна с датами «13 Кремень» и «13 Вода», изображающая одного из сапотекских богов
Погребальная урна с датами «13 Кремень» и «13 Вода», изображающая одного из сапотекских богов
На внешних стенах Здания J насчитывается 50 барельефов сапотекских завоеваний, каждый из которых изображает покорённый народ (головой вниз в знак поражения). Скорее всего, эта галерея побед была сделана, чтобы показать всем местным и гостям, кто в доме хозяин/ Antonio Rafael de la Cova, LatinAmericanStudies.org
На внешних стенах Здания J насчитывается 50 барельефов сапотекских завоеваний, каждый из которых изображает покорённый народ (головой вниз в знак поражения). Скорее всего, эта галерея побед была сделана, чтобы показать всем местным и гостям, кто в доме хозяин/ Antonio Rafael de la Cova, LatinAmericanStudies.org
Ещё один пример письменности - Стелы 12 и 13, найденные у храма "танцоров". Есть глифы календарные, обозначающие знаки дня или месяца, и некалендарные. Порядок чтения глифов до сих пор не ясен, как и их перевод / HJPD, CC BY 3.0, Wikimedia Commons
Ещё один пример письменности - Стелы 12 и 13, найденные у храма "танцоров". Есть глифы календарные, обозначающие знаки дня или месяца, и некалендарные. Порядок чтения глифов до сих пор не ясен, как и их перевод / HJPD, CC BY 3.0, Wikimedia Commons

По всему Монте-Альбану найдено 170 подземных гробниц: некоторые из них были многокомнатными и с фресками на стенах - очевидно, усыпальницы знати. При погребении с умершим оставлялись большие количества керамики, украшений и драгоценностей.

Одна из гробниц под номером 104: на переднем плане керамическая урна в виде сапотекского бога дождя и грома Косихо, сидящего на троне. На задней стене изображено лицо человека – считается, что это предок умершего. Слева от лица дата (или имя) «5 Бирюза» (синее колесо и под ним стилизованная черта = 5)
Одна из гробниц под номером 104: на переднем плане керамическая урна в виде сапотекского бога дождя и грома Косихо, сидящего на троне. На задней стене изображено лицо человека – считается, что это предок умершего. Слева от лица дата (или имя) «5 Бирюза» (синее колесо и под ним стилизованная черта = 5)
В другой гробнице нашли, пожалуй, самое известное сапотекское изделие - нефритовое украшение, носимое на груди, в форме маски летучей мыши. Она состоит из 25 полированных камней, а глаза и зубы из ракушек
В другой гробнице нашли, пожалуй, самое известное сапотекское изделие - нефритовое украшение, носимое на груди, в форме маски летучей мыши. Она состоит из 25 полированных камней, а глаза и зубы из ракушек

Ну, что ещё в Монте-Альбане интересного... Сапотеки, как и все мезоамериканцы, тоже играли в мяч – для этого у них было сразу несколько стадионов.

Стены поля для игры в мяч были покатые и покрыты известью, чтобы мяч скорее возвращался в игру / Antonio Rafael de la Cova, LatinAmericanStudies.org
Стены поля для игры в мяч были покатые и покрыты известью, чтобы мяч скорее возвращался в игру / Antonio Rafael de la Cova, LatinAmericanStudies.org

Наконец, про богов. Поскольку сапотеки попали под влияние сначала миштеков, а потом и ацтеков, порой трудно сказать наверняка, какие боги исконно сапотекские. Так или иначе, эти боги находят выражение в большом количестве урн в гробницах. В основном они изображаются в богатых одеждах, украшениях и в головном уборе, сидящими со скрещенными ногами и обязательно с предметом, который этого бога отражает.

В лучших традициях Мезоамерики богов у сапотеков - на все случаи жизни. Остановимся лишь на основных:

Верхний ряд: Косихо Питао, Шипе Тотек. Нижний ряд: Коки Шее, Питао Сих, Уичаана (или "13 Бирюза") и Питао Шикала
Верхний ряд: Косихо Питао, Шипе Тотек. Нижний ряд: Коки Шее, Питао Сих, Уичаана (или "13 Бирюза") и Питао Шикала

Помните о важности культа дождя в Мезоамерике? У сапотеков был свой Тлалок - бог дождя и молний Косихо (Cocijo) с телом человека и чертами ягуара и змеи одновременно. Сапотекский Шипе Тотек (Xipe Totec) – бог весны и обновления: как символ обновления Шипе Тотек носил человеческую кожу, «покрывающую» землю весной. Скорее всего, у ацтеков он появился от сапотеков. Коки Шее (Coqui Xee, у которого на груди тату "13 Кремень") – бог-создатель Вселенной, олицетворяющий бесконечность.

Питао Сих (Pitao Sig) - бог бедности и неудач, а Уичаана (Huichaana, или "13 Бирюза") - мать-прародительница, покровительница человека. Наконец, Питао Шикала (Pitao Xicala) - бог весны, любви, музыки и танцев, цветов и игр.

Кроме них есть ещё бог кукурузы Питао Кособи (Pitao Cozobi), бог смерти Питао Пезеелао (Pitao Pezeelao) и его богиня смерти Шонаши Куекуйа (Xonaxi Queculla, или "11 Смерть"). Был у сапотеков и Пернатый змей – божество ветра, не самый главный в пантеоне.

_______________________________

К 100 году государство сапотеков контролировало всю долину Оахаки. Достигнув пика своего развития в районе 500 года н.э., сапотеки в целом и Монте-Альбан в частности начали подвергаться нападкам со стороны своих соседей – миштеков. К тому же вокруг начали развиваться другие политические центры.

К 800 году Монте-Альбан утратил своё могущество и постепенно опустел (хотя и не полностью). Люди расселились по другим более перспективным на тот момент центрам, а позже город облюбовали миштеки. Для них эта земля была священна. Они строили здесь гробницы для своих правителей (или использовали уже имеющиеся – в одной из гробниц, например, найдены исключительно миштекские вещи). Возможно, чтобы показать свою преемственность культуре, которая процветала здесь тысячу лет до них.

Спасибо за внимание! Если материал понравился - поставьте 👍 и подпишитесь, впереди много интересного! Буду рад вашим вопросам и мыслям в комментариях.

(c) mexicalli

Источники изображений:
Для карты за основу взята карта Мезоамерики - © Sémhur / 
Wikimedia Commons / CC BY-SA-3.0, or Free Art License