Найти в Дзене

"Ливны гармонями дивны"!!!

Именно так  говорят о городке в Орловской области, породившем знаменитый музыкальный инструмент. В давнии времена без ливенки не обходилась ни одна свадьба, ярмарка или праздник.

Производство "ливенки" идёт до сих пор, всё так же сидят профессионалы своего дела и мастерят легендарные ливенки. Инструменты те же, что и 150 лет назад — примерно тогда в Ливнах начали делать гармони. Основные инструменты — «мозги и руки», говорят сами мастера.

У каждого мастера своя специализация. Вручную здесь делается все — пуговицы клавиатуры из дерева; клапаны-басы или "гусиные лапки" из алюминиевых пластинок; корпус, механика и, конечно, меховая камера. 

На изготовление меха уходит по два месяца — сначала наламывают электрокартон на борины (складки) и помещают под пресс на полтора месяца, чтобы меха не пружинили. 

Затем на борины наклеивают деревянные рамки, потом — ткань, которая впоследствии должна перекликаться с рисунком на корпусе гармони. На каждую борину надевают стальной уголок, следом наклеивают кожу — чтобы внутрь камеры не проникал воздух. Все эти деревянные рамки, стальные уголки и прочее тоже делается вручную. Разве что не ткут полотно, которым меха обклеивают.

Ливенка является лидером среди всех гармошек на самые длинные в мире меха-количество борин достигает сорока. В итоге гармошкой — как поясом, можно обмотаться пару раз. Это и является визитной карточкой инструмента. 

Поэтому с "ливенкой" любили плясать- на ней не только аккомпанировали. И сегодня в Ливнах сыграют, держа гармошку на голове, на носке, сложив веером, повязав платочком...

Гармошка в Ливнах появилась в середине XIX века. Прообразом ее была немецкая губная гармоника. Сначала за производство заморского музыкального инструмента взялись Тульские мастера, приспособившие его к русскому звуковому ряду. Их примеру последовали Ливенские умельцы, совершившие в этом деле революцию. Дело в том, что до этого гармонь при сжиме и разжиме издавала разные звуки. Ливенцы же добились одинакового звучания. Ливенка начала победное шествие по стране. Немаловажную роль сыграл и размер-компактный инструмент с удовольствием брали в поездки. В итоге ливенская гармошка попала в самые отдаленные уголки империи. На ее основе позже появилась "вятка".

Ну, а ливенка продолжала звучать на всех гуляньях, ярмарках, свадьбах. Да и свататься ходили только с гармошкой. Так возникли мелодии-"страдания"-"К ней" (те, что исполнялись по дороге к любимой) и "У ней" и "От ней". По последнему "страданию" можно было догадаться, удачно ли все прошло. В случае отказа инструмент выбрасывали, а темпераментные женихи-разбивали. И вообще-свататься с одной и той же гармошкой к разным барышням считалось неприличным.

Постепенно ливенку стали изготавливать не только в Ливнах — ее делали в Москве и даже на Орловском велосипедном заводе. Поэты тем временем без устали воспевали инструмент. Особым чувством к гармошке проникся Есенин: "По селу тропинкой кривенькой, в летний вечер голубой, Рекрута ходили с "ливенкой" Разухабистой гурьбой".

Но "ливенку" это не спасло — в 20–30-е годы ее стали вытеснять баяны да аккордеоны. Соперничать с ними однорядная гармонь не могла.

В 1942-м Ливны полностью разрушили немцы. Погибло все, и гармошки тоже. Так ливенка и сгинула бы, не спаси ее Валентин Занин. Кстати, его отец Иван был одним из двух мастеров, изготовлявших ливенскую гармонь до войны. В 60-м Занин-младший стал искать инструменты. Ездил зимой на санях по окрестным деревням — в сараях, на чердаках находил нерабочие гармони. В одном из сел отыскал и мастера по фамилии Нестеров, вернувшего инструменты к жизни. А в 1964 году основал ансамбль "Ливенские гармошки", состоявший из найденных в деревнях же музыкантов-самоучек.

Знание это передавалось из поколения в поколение. А в начале 90-х, когда стало ясно, что оно исчезает, два мастера-Михаил Мохов и Дмитрий Сопов-пошли в городскую администрацию и попросили открыть мастерскую. Она и была создана, когда вокруг все рушилось-в 1993-м. Теперь ливенская Мастерская по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов является структурным подразделением центра молодежи "Лидер". 

Очередь за гармошками стоит на два года вперед. Сегодня ливенки нельзя назвать массовым инструментом, мода на них прошла почти век назад. Уникальное производство сегодня живет, в основном, за счет сувенирных гармошек.

Ливенская гармошка – один из первоначальных вариантов русской ручной гармоники. Основное отличие "Ливенки" – различное звучание при раздвижении и собирании мехов, что позволяет сыграть множество мелодий различной сложности. Многие музыканты, играющие на ней, превращают каждое свое выступление в танец.

Каждая "Ливенка" – уникальное произведение искусства, изготовленное вручную. Трудоемкость процесса позволяет мастерам изготовлять не более четырех гармошек в год. Но каждая из них безусловно обладает той русской душой, о которой так много говорят иностранцы.

-2