243 подписчика

Башкирская лошадь – боевой друг и соратник

170 прочитали

В историю Великой Отечественной войны славные и героические страницы вписали воины 112-й (16-й гвардейской) Башкирской кавалерийской дивизии. Но, отдавая должное искусству командиров и мужеству солдат, военные историки редко вспоминают о "соавторах" славных побед - лошадях.

Так уж повелось с петровских времен, что одним из основных поставщиков лошадей для армии была Башкирия. На территории Давлекановского района еще в начале 19 века началось разведение племенных лошадей. В Башкирии расцвет производства рысаков пришелся на годы советской власти. В нескольких районах республики были образованы племенные фермы по обеспечению Госрезерва лошадьми. Всего к лету 1941 года лошадиное поголовье в этих колхозах насчитывало 1500 единиц.

В этой местности в конце 1941 года военными была организована специальная школа подготовки лошадей-разведчиков для работы в тылу противника. Все это осуществлялось в обстановке строгой секретности. И только по методу подготовки и приемам выполнения различных команд местные жители могли догадываться о тех задачах, к выполнению которых готовили этих лошадей. Всего по спецпрограмме за два года было подготовлено около ста лошадей.

За время войны, да и после, некоторых лошадей (Рыжуха, Гулливер, Угрюмый) прошедших обучение в той школе, по различным причинам возвращали с передовой в эти колхозы, где их использовали для хозяйственных нужд. Но весной 1946 года на станцию Давлеканово прибыл вагон с лошадьми, в котором было четыре боевых коня, в том числе Ласточка - единственная за всю войну лошадь, награжденная медалью "За боевые заслуги", которых, несмотря на трудные послевоенные годы, не привлекали к работам: они были на свободном выпасе до кончины. Похоронили их на конском кладбище (не в скотомогильнике) и установили на их могилах обелиски.

История отважного коня Керчь

История жеребца из башкирского села Ильчигулово Миякинского района, прошедшего Великую Отечественную войну и вернувшегося на родину, скорее напоминает сюжет военной драмы. И все же это реальная история, про реального коня по кличке Керчь.

В годы войны сильный и выносливый вороной жеребец стал верным другом бойцам 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. За четыре года на войне Керчь прошел боевой путь от Урала до Берлина и дважды был ранен.

По воспоминаниям ветеранов Башкавдивизии, от других своих сородичей его отличала удивительная выносливость: когда другие лошади слабели от голода, он оставался бодрым. Жеребец также отличался крутым нравом, он признавал только одного хозяина. Непохожесть на своих собратьев Керчь проявлял не только в бою: конь принимал пищу только после того, как коневод угостит его сахаром.

В 1947 году, узнав о героическом боевом пути Керчи, маршал Семен Буденный распорядился снабдить жеребца овсом и отправить в родное Ильчигулово, откуда он был «призвана» на фронт. Так случилось, что Керчь стал единственным конем 112-й кавдивизии, вернувшимся в Башкирию с войны. Всех других лошадей передали нахичеванским колхозам в Азербайджане. До конца 50-х годов прошлого века эти лошади использовались на хозяйственных работах.

Из воспоминаний сельчан известно, что боевого коня привезли в товарном вагоне до железнодорожной станции Раевка в 30 км от села Ильчигулово. «Когда его, привязанного под узды к телеге, вели к родной деревне, за несколько километров он внезапно почуял запах родной ковыли и взвился на дыбы, порвал узды и с громким непрекращающимся ржанием поскакал туда, откуда его ещё молодым жеребцом забрали на фронт. Уже будучи в деревне, он никак не мог остановиться — все скакал и скакал вокруг села, как бы говоря: «Я вернулся!»», — рассказывали очевидцы. После войны Керчь много лет работал в колхозе. Всего он прожил 23 года. В селе Ильчигулово свято чтят память об этом знаменитом боевом коне. Для местных жителей он стал символом всенародного подвига и героизма в Великой Отечественной войне. Ежегодно в День Победы они приносят цветы к мемориальной доске, установленной в честь легендарного коня Керчь на здании Ильчигуловского сельсовета. «Обо мне будут помнить, потому что я посвятил жизнь людям», – примерно так в переводе с башкирского языка звучит стихотворный текст под табличкой.

Несмотря на то, что Вторую Мировую называют войной моторов, лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. Только по официальным данным численность лошадей в Советской Армии составляла 1,9 миллиона голов.

Несмотря на то, что лошадь не могла преодолеть больше 100 км за сутки, но она могла пройти там, где не проедет никакая техника, и причем сделать это незаметно. Поэтому часто лошадей использовали для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий.

Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге». В свою очередь люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжело раненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления. Точных данных о том, сколько лошадок погибло за войну нет. Но считается, что во Время Великой Отечественной Войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней.

Использованная литература

https://www.bashinform.ru/news/politics/2008-12-18/koni-pobediteli-iz-bashkortostana-2074090

https://dzen.ru/a/YnStrevuHxwX-JOR