Вот уже несколько последних лет данная проблема наиболее остро вонзилась в систему образования РФ. Работники сферы образования бьют тревогу: выпускники вузов с дипломами учителей не торопятся работать в школах. Всё чаще и чаще молодые педагоги выбирают для себя иные профессии: уходят в сферу торговли, общественного питания, бизнес (как предлагал им Д.А. Медведев). Почему молодые педагоги готовы даже переучиться, потратив на это ещё несколько лет, лишь бы не идти к детям. Об этом давайте по порядку.
Сразу сделаю оговорку: в данной статье выскажу собственные мысли, основанные на личном опыте преподавания в средней школе.
Итак, поехали...Давайте выделим ТОП проблем и вопросов, которые волнуют молодых педагогов, которые собираются связать свою жизнь с такой благородной профессией с большой буквы Учитель.
1. Низкая заработная плата
О данной проблеме я подробно рассказал в своей статье ранее, если не читали, то очень рекомендую это сделать, а затем переходить к данной статье)
Да, это традиционная лебединая песня врачей, учителей и других бюджетников о том, что работы много, платят мало. И постоянно учителя слышат:
Ну, вы же знали на кого учились и куда шли. К чему это ваше нытьё? Меняйте работу и т.п.
Давайте просто приведу маааааленькую картинку со статистикой.
Из данного фото становится понятно, что не всё так хорошо, как нам обещают или говорят с экранов телевизора. Мы проигрываем ряду стран в системе оплаты труда учителя. Из данной картинки видно, какое отношение к профессии "учитель" в нашей стране. Конечно, сейчас в год педагога и наставника что-то начинают придумывать и делать на благо и продвижения статуса учителя в обществе, НО все это делается семимильными шагами😢. На вышепоказанной картинке 31477 рублей - это средняя зарплата по стране. Я лично знаю школы, в которых у учителя нагрузка больше 20, а то и под 30 часов + классное руководство и получают они, дай Бог, 25000 рублей. Ну это же никуда не годится. И когда выпускник пед.вуза видит данную статистику, послушав разговоры учителей, которые уже давно работают в школах, он принимает решение не идти по этому сомнительному пути. Как считаете, правильный ли?
2. Документация
Посмотрите, какие данные вы собираете. Вы будете очень сильно удивлены, сколько мусора запрашивается из школы, и эти сведения никто нигде не использует
Анзор Музаев, РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Думаю, лучше и не скажешь.
С 1 сентября 2022 года перечень документации для учителя ограничен пятью пунктами:
⭕️ рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
⭕️ журнал учета успеваемости;
⭕️ журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
⭕️ план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководителя);
⭕️ характеристика на обучающегося (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководителя, по запросу).
Но на самом деле всё далеко не так. Расскажу лишь малую часть того, что мне приходилось делать за 2022-2023 учебный год.
✅ Бесконечные отчёты о проведении мероприятий и об участии своего класса в них. Аж до трясучки порой доходит. "Хотя бы один человек от класса должен поучаствовать" такие команды я получал от администрации школы. Но у меня класс целиком и полностью состоит из мальчиков, более того они в 7 классе, думаю, понимаете, что у них гормоны, переходный возраст и т.д. Да и в принципе мальчики не особо охотно принимают участие в акциях, мероприятиях, конкурсах и т.п. Вы бы видели как мне удалось их вдохновить на поздравление девочек с 8 Марта😅 И всё это под строгую отчётность и сделать надо было завтра😂
✅ В этом году я был в качестве электрика и ходил по домам своих детей проверять проводку, какой тип отопления в доме/квартире и потом писал отчёт об этом. Здорово, правда? Вы можете сказать, а при чём тут учитель? Вот и у всего педагогического коллектива был такой вопрос, на который ответа не последовало. Это тихий ужас.
✅ Еще случай: мне дали улицу нашего города (прикреплённый за мной микрорайон) и велели обходить каждый дом с целью выявления, в каком учреждении учится ребёнок, проживающий на этом участке. Абсолютно все дома. Стоит ли говорить, что учитель это НЕ ОБЯЗАН делать, но кто-то же это придумал и ему, видимо, всё равно. Конечно же, многие просто не открывали двери, некоторые выражались нецензурной бранью, а отчёт-то всё равно приходилось мне вести.
✅ Не знаю как в других школах, но у нас с этого года была введена тетрадь с профилактическими беседами учеников и родителей. Т.е. + ещё документация. Как сказал нам завуч, мол, чтобы просто было на всякий случай, а как только учебный год подошёл к концу, сразу пришло сообщение: "Жду ваши тетради с беседами для проверки отчётов".
И так далее, этот круговорот сансары не остановить😅 Это я привёл лишь малую часть того, что происходило именно со мной, а что происходит в других школах нашей страны и подумать страшно.
3. Родители учеников
Когда я только выпустился из ВУЗа, то сразу же пошёл проходить собеседование в школу на должность учителя математики. О классном руководстве многое слышал и был готов к вопросу директора о том, чтобы взять под крыло какой-нибудь класс. Я ответил однозначно и бесповоротно: "Нет!" 😄
Но вот приходит конец августа, мне звонят и говорят, что "больше некому", "надо", "это почётно" и в конечном итоге мне пришлось взять класс🤭
На тот момент я думал, что если не возьму, то уволят, не успев принять😄, а может быть так оно и было бы) И с чем я столкнулся? Правильно с потребительским отношением родителей к учителям и школе.
Некоторые родители открыто заявляют, что они родили ребенка, привели в школу, купили ему канцелярию, рабочие тетради, обули и одели, а всё остальное обязаны дать в школе. Но задача школы дать знания и лишь скорректировать воспитание, если это необходимо, а не быть родителями для каждого учащегося. Конечно, с такими родителями всегда был отдельный разговор, где приходилось всё объяснять, тогда отношение менялось, но не у всех. Хорошо, что в моём классе сознательных и адекватных родителей гораздо больше.
4. Администрация школы
Мои друзья, одногруппники, работающие в сфере образования, в разговорах часто упоминают давление администрации школы на учителей, особенно молодых.
Администрация школы, чаще всего бывает на стороне учеников и их родителей, даже в самых абсурдных ситуациях. Порой директору проще сделать замечание или выговор учителю,нежели пожурить родителя или ученика, чем согласиться с тем, что он (учитель) прав. К сожалению, многие ученики понимают это и откровенно хамят.
Стоит отметить, что так не во всех школах. Всё зависит от директора.
Здесь лично я не буду жаловаться, ведь директор в моей школе хороший👍: всегда поможет, отпустит если надо, поинтересуется как дела и т.д. С завучами более-менее нормальные отношения. Хотя, конечно же, пару раз были конфликты опять же на фоне документации и отчётов. Но это рабочие моменты.
В принципе, можно понять завучей: они тоже могут быть заложниками обстоятельств. Им также могут позвонить в 19:00 и сказать, мол, чтобы к утру отчёт был готов и ,естественно, они начинают обзванивать учителей или классных руководителей. Но иногда идёт откровенное перебарщивание😡😤
Итак, давайте подводить итог
Что в сухом остатке? Низкая зарплата, огромное количество документации, которое обещали уменьшить, а на деле всё далеко не так, пренебрежительное отношение детей и родителей, чаще всего давление со стороны администрации школы. И это только мой личный список (с чем мне довелось столкнуться в первый год, нет, даже первые месяцы работы в школе). Наверняка, у Вас, кто сейчас читает данную статью, наберутся ещё пару пунктов о том, почему молодые специалисты не идут работать в школу, а молодые учителя бегут со школ! И это неудивительно😔
Спасибо, что дочитали до конца!
Если понравилась статья, жми палец вверх 👍, подписывайся на канал☑️.
Впереди много интересного!!!