802 подписчика

Лица каждого времени. Алина Витухновская

455 прочитали

Сама Алина Витухновская считает себя писателем и политиком. Никаких там поэтесс. И имеет на это право. Витухновская – самый яркий представитель российской литературы конца прошлого и наступившего веков. Ее перу принадлежат нестандартные стихи и проза, при чтении которых сразу проявляется глубина таланта и развитый интеллект автора. Это не лубочная литература всяких «почвенников» и не поток соплей «лириков».

Сама Алина Витухновская считает себя писателем и политиком. Никаких там поэтесс. И имеет на это право.

До нее сотни представителей литературной и интеллектуальной среды пытались освоить сферу политики. Разными способами. Консерваторы нудно учили, как обустроить Россию, выдавая за истину собственные поросшие мхом дряхлости умозаключения. Авангардисты призывали построить другую Россию, страну исключительно для пассионариев. Традиционалисты требовали верить в особую миссию и терпеть. Витухновская не подходит не под один типаж. Она ярчайший представитель постмодернистского политика. Мир должен двигаться, а не стоять на месте. Поэтому и сам образ политика должен меняться, уходя прочь от прежних шаблонов.

Несмотря на то, что в силу возраста ей не пришлось вдоволь испить из чаши развитого социализма с глупыми лозунгами, бесконечным враньем, талонами на продукты и очередями за всем, чем можно и нельзя, Витухновская дала ему четкое определение. Социализм – это, когда абсолютно все неудобно для людей. Она считает нынешнее время реваншем прошлого. Самый же главный вред и позорное наследие, пришедшие из прошлого, кроется в рабском сознании. Человек, а по ее терминологии – субъект, создает себя сам. Не получает что-то в виде дара, а тяжким трудом создает своими руками, либо головой. При этом не следует объявлять табу на комфорт или рассматривать человека, как механизм для работы на благо общества.

Витухновская современным языком доказывает истинность слов советского писателя Юрия Нагибина, написанных им очень давно: «Почти все советские люди психически больные. Их неспособность слушать, темная убежденность в кромешных истинах, душевная стиснутость и непроветриваемость носят паталогический характер». Можно сказать, что она взяла эстафету из рук писателя. Юрий Нагибин умер в 1994 году. В том же году началась пятилетний период тяжкой борьбы Алины Витухновской с властью.

В юности перед Алиной Витухновской стоял выбор: погрязнуть в бытовухе, отдать все силы копеечной работе и утонуть с головой в скучной, занудной жизни или отвергнуть привычные поведенческие лекала общества, выбрав собственный путь, неизведанный и опасный. С юности ее тошнило от насаждаемых идеалов размеренной заранее определенной на десятилетия жизни с минимумом риска и впечатлений. Жизнь червя или по Фридриху Ницше жизнь «маленького человека». Витухновская выбрала поэзию, на самом раннем этапе творчества став автором модернистских жутких и трагических стихов. Тогда она жаждала подвига и восхождения на трон славы. Обязательно до 20 лет. Случай представился. Опровергая представления о девушках, пишущих стихи, как о романтических натурах немного не от мира сего, она вошла в жесткий клинч с правоохранительной системой. Не по своей инициативе или, тем более, вине.

Сама Алина Витухновская считает себя писателем и политиком. Никаких там поэтесс. И имеет на это право.-2

Витухновская опубликовала статью-расследование о проблеме наркомании в России, использовав личные наблюдения, полученные в столичной богемной среде. Статья не осталась незамеченной «товарищем майором». За Алиной пришли, правда не ночью, а вечером. Все очень просто. Ценный информатор обеспечит звездопад на погоны. Для того, чтобы вынудить ее на сотрудничество топорно сляпали дело о продаже неустановленного вещества в неустановленном месте в неустановленное время неустановленным людям. Витухновская наотрез отказалась участвовать в схеме, нарушила планы и очутилась в следственном изоляторе, не изменившем ее первоначального решения, несмотря на почти пятилетние мытарства, состоявшие из бесконечной череды судебных заседаний и повторного ареста. Ей предлагали эмиграцию в Швецию, но она отказалась, закусив удила. В конце концов, от нее отстали.

От того непростого времени в багаже Алины Витухновской остались ненароком раскрученное ее следователями имя, громкая известность в литературном мире и бесценный жизненный опыт. В отличие от сталинского сидельца Варлама Шаламова она считает свой тюремный опыт положительным, сегодня называя все произошедшее с ней почти три десятка лет тому назад обычным приключением.

Сама Алина Витухновская считает себя писателем и политиком. Никаких там поэтесс. И имеет на это право.-3

Тогда и сейчас Алина Витухновская – два во многом разных человека. Впрочем, менять свои взгляды с течением времени – это нормальное явление. Главное, чтобы эти взгляды были свои, а не чужие, внедренные в сознание насильно или с целью извлечения какой-либо выгоды. Уже доказано, что заставить ее что-либо насильно сделать невозможно, а материальная выгода ее не интересует. Алина Витухновская самодостаточный человек, привыкшая жить исключительно за счет собственного таланта. Таким и должен быть идеальный человек будущего.