Несмотря на то, что в конце 80-х - начале 90-х я был всё ещё достаточно молод, чтобы посещать дискотеки и лихо отплясывать под актуальные (то есть популярные на то время) композиции, в домашней фонотеке альбомов исполнителей в стиле Italo Disco (Eurobeat, Eurodance) у меня практически не было. В лучшем случае сборники, да и те особо не задерживались. И не то чтобы мне такая музыка не нравилась - та же Radiorama, о которой пойдёт речь в сегодняшней публикации очень даже "заходила". Да и ещё дюжину-другую подобных исполнителей я мог бы назвать из тех, кого слушал в общем-то с удовольствием (хотя "слушал", наверное не совсем верно - правильнее "под кого танцевал с удовольствием"). Но к "музыке для ног" я в то время особого пиетета не испытывал и наверное потому особо такие записи не коллекционировал. Но, как говорил персонаж по фамилии Леднëв в "Большой перемене", блистательно сыгранный Евгением Леоновым: "На корочку всё запишется". Оно и записалось, даже не спрашивая на то нашего согласия. И спустя почти 40 лет из глубин памяти эти записи периодически всплывают, как всплывает уставшая субмарина "из глубины идущая домой". Это ностальжи и с этим ничего не поделать. Да и не надо ничего делать: Захотелось вспомнить? - Вспоминай, сколько угодно. Вот я и вспоминаю...
Группа Radiorama, если верить интернету, была образована в 1984 году и за период с 1986 по 1990-й успела выпустить пять студийных альбомов, а количество синглов выпущенных до 2003 года вплотную приближается к полусотне. Но популярность данного проекта в СССР наверное достигла своего апогея в 1987-88 годах, а затем пошла на спад. Хотя это лишь моё личное мнение и оно может быть ошибочным.
Однако "ренессанс" с наступлением нового тысячилетия всё же случился. Все эти "Дискотеки 80-х"с различными вариантами названий снова пробудили интерес публики к "героям вчерашних(и позавчерашних) дней". Но всё таки я попытаюсь коротко напомнить о том, как и с чего это начиналось.
У истоков проекта Radiorama стоял Альдо Мартинелли. Именно он, по просьбе Мауро Фарина (не уверен что итальянские фамилии склоняются, поэтому пишу без склонения) , создал совместно с Симоной Дзанини первый сингл принёсший группе и первый успех. Ну или как минимум известность. А назывался этот сингл "Chance To Desire".
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=E00lii2Z_3o
Правда меня "чаша сия миновала". В том смысле, что на момент выхода данного сингла, я "разучивал совсем другие песни" маршируя на плацу в кирзовых сапогах. Сейчас уже и не вспомню под что мы маршировали, но наверное под что-то из серии "По долинам и по взгорьям... ".
А между тем Мартинелли параллельно принимал участие во многих других проектах и, в итоге, отошёл от дел, а вот Мауро Фарина продолжил работать над новыми песнями.
В конечном итоге роли в проекте распределились следующим образом: помимо написания песен Мауро Фарина исполнял мужские сольные партии, а женский вокал достался Симоне Дзанини ( через какое-то время её сменила Клара Морони). Джулиано Кривелленте был соавтором Фарино в написании песен, а Паоло Джемма и Марко Брешиани занимались продюсированием. Откровенно говоря большинство этих имён мне лично ни о чем не говорит, но я, как прилежный ученик, копирую их из источников потому что знаю: мелочей на самом деле не бывает. Мы порой на эти мелочи не обращаем внимание - это да. Но это наш выбор: заметить или проигнорировать.
После "Desire"(аналогичным образом проскочившей мимо меня), выпущенного как сингл и макси-сингл на лейблах «Out Records» и «Discomagic» в 1986 и 1987 годах идёт серия записей, ставших широко известными, первыми из которых были «Hey Hey» и «Vampires» (и опять же, "широко известными" они стали не для меня).
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=JpmeLHUsbjE
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=2LUxxz-ox8o
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=FFhSJ1KLd3k
На волне успеха, Фарина и Кривелленте принимают решение записать альбом, который получил название «Desires and Vampires» и был выпущен в 1986 году. И макси-сингл, и альбом были записаны для «Out Records», но последовавшие успехи «Yeti» и «Aliens» (оба — 1986 год) появились уже под лейблом «Discomagic», который также являлся компанией, отвечающей за распространение всей их продукции.
Второй альбом (и именно начиная с него все композиции "Радиорамы" являются мне хорошо знакомыми) не заставил себя долго ждать — он получает название «The 2nd album» и появляется в 1987 году, являясь первым упоминанием нового лейбла «Radiorama Records», на котором до 1993 года (когда Мауро Фарина создаст «21st Century Records») будут создаваться все новые композиции. Также в 1987 году он лицензируется в некоторых странах, включая Австрию, Испанию, Швейцарию.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=j2uRvt5WJZo
Вряд ли я ошибусь если скажу что именно Yeti стала визитной карточкой группы - её самой известной композицией. Впрочем Aliens не менее известна и может состязаться за "пальму первенства".
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=GIYbeJAk9SM
А Women - шикарный "медлячок"
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=v1bzrS4qN9w
Остальные три композиции в альбоме - просто неплохие, но на уровень хитов не тянут. А финальная, седьмая является смиксованной версией всех композиций альбома поэтому идёт как бы "вне конкурса".
В период с 1988 по 1990-й годы новые альбомы проекта продолжают стабильно появляться на музыкальном рынке (см.фотогалерею), но уже без вокального исполнения классической линейки Фарина-Дзанини. Эти композиции более соответствуют стилю, близкому к евробиту.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=8me_3GjBI7Q
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=59udxGQUkTY
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=4TjBnUfMCi8
Не берусь судить насколько смена музыкальной стилистике сказалась на популярности "Радиорамы" в Европе, но в СССР/России/СНГ они её потеряли. И не то чтобы новая музыка которую они стали исполнять была плохой - просто она стала "как у всех" и проект утратил свою индивидуальность. Отчасти подтверждением тому служит и тот факт, что на всех "ретро-вечеринках" современности участники коллектива исполняют лишь хиты из первых двух альбомов. Остальное, судя по всему, не востребовано.
Даже попытка второй раз "войти в ту же реку" предпринятая Мауро Фарина с синглом «Aliens 2: The Nightmare»( являющимся по сути очередным миксом по мотивам старых композиций ) вряд ли удачна, хотя та же Википедия утверждает обратное.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Cr8OSnzEgtQ
Собственно на этом в истории проекта можно было бы поставить точку. Все последующие работы это миксы,ре-миксы и т.п. И бесконечно меняющиеся составы. А по настоящему новых студийных работ у "Радиорамы" больше не было. И поэтому все, кто не имел возможности лицезреть их на сцене в конце 80-х - начале 90-х сейчас могут (вернее до относительно недавнего времени могли) увидеть их вот такими:
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=gAAOFNXhye8
И на этом у меня действительно всё. Точка. Но точка только в этой истории. А я надеюсь что будут и другие.