Недооцененные фильмы: "Нет"

Научно-фантастический хоррор Джордана Пила: о том, что летающие тарелки – не то, чем кажутся.

Источник изображения - webpulse.imgsmail.ru
Источник изображения - webpulse.imgsmail.ru

Жил-был один чернокожий товарищ, Отис Хейвуд, тренировавший лошадей для сьемок фильмов. Жил он долго, был весьма успешен, пользовался большим уважением и много зарабатывал. Но однажды взял, да и помер, причем весьма нетривиальным образом – упавшая с неба монета попала ему в глаз и убила. Упала тогда не одна монета, а целая куча мелких предметов, буквально изрешетив лошадиный загон и окрестности. Власти решили, что вещи упали с самолета, и во всем виноваты авиаперевозчики.

Дело отца продолжили сын О Джей (Дэниел Калуя) и дочь Эмеральда (Кеке Палмер). Но, увы, О Джей оказался слишком замкнутым и стеснительным, едва ли не аутичным, и легче находил общий язык с лошадьми, чем с партнерами по бизнесу. А его сестра – напротив, слишком болтливой и легкомысленной, что тоже не производило на воротил Голливуда должного впечатления. Так что боссы большого кино посокрушались, что старика Хейвуда больше нет с ними, и пошли искать более толковых специалистов по конным трюкам.

Дела стали совсем плохи, и тут произошло странное – однажды ночью на ранчо Хейвудов погас свет, а один из коней вырвался из загона и ломанулся к холмам. Оттуда он не вернулся, зато по небу в противоположном направлении пронеслась дисковидная тень. В результате долгих кропотливых наблюдений с помощью хитрой современной техники О Джей и Эмеральда убедились – летающее нечто регулярно посещает окрестные холмы.

Брат и сестра смекнули: НЛО – это их шанс! Ведь люди всегда интересуются сверхъестественным, а на их ранчо летает самая настоящая «тарелка» и неиллюзорно похищает коней – никакого мошенничества! Главное – чтобы кто-нибудь не перехватил инициативу, и не воспользовался находкой раньше них.

А потом… да, «тарелка» оказалась совсем не тем, чем казалась. А вскоре и связь пришельца с гибелью старшего Хейвуда стала очевидна. Но это стало уже не так важно: молодому поколению пришлось сражаться с небесной тенью за свои жизни и свою землю.

До середины фильм представляет собой такую неторопливую фантастическую драму, в духе старых фильмов об НЛО. «Производственные» будни новоиспеченных уфологов, технические ухищрения, и на фоне исследовательской романтики – отношения людей в коллективе (на помощь Хейвудам пришли продавец-консультант из местного магазина электроники Энджел (Брэндон Переа), и владелец соседнего ранчо, шоумен Джуп (Стивен Ян), у которого тоже очень непростая и трагичная биография).

Энджел (на заднем плане) что-то показывает О Джею и Эмеральде. Источник изображения - www.film.ru.
Энджел (на заднем плане) что-то показывает О Джею и Эмеральде. Источник изображения - www.film.ru.

А с середины фильм переходит в жанр триллера и ужасов. Исследователи становятся охотниками, на место азарта приходит смесь страха и гнева. И природа летающего тела важна уже по другой причине – только зная, с чем имеешь дело, это можно уничтожить.

Этой картиной Пил реабилитировался в моих глазах после неудачного фильма «Мы» (2019), «обоснуй» происходящего в котором был нелеп и превратил неплохой хоррор в бредовую «как бы» притчу. Здесь режиссер не стал косить под артхаус – несмотря на очевидным социальные подтексты, «Нет» остается прежде всего фильмом ужасов, то есть щекочет нервы и заставляет переживать за героев, а не «грузит» смыслами и несмешной сатирой.

Тут есть все необходимые для успешного хоррора компоненты. Отлично нагнетается саспенс, первая половина фильма так и проходит в ожидании подвоха – что же пойдет не так, когда все посыплется? Благодаря первой половине «Нет» можно даже отнести к так называемым слоубернерам – фильмам ужасов с медленно развивающимся сюжетом и постепенно нагнетаемым напряжением. Но с момента, когда над ранчо прольется кровавый дождь, сюжет начинает развиваться стремительно, оторваться от экрана хоть на секунду становится невозможно.

Наперегонки со смертью Источник изображения - media.kg-portal.ru.
Наперегонки со смертью Источник изображения - media.kg-portal.ru.

Радует и очень необычный монстр, напоминающий чудовищ из аниме. Говорят, Пил вдохновлялся дизайном ангелов из «Евангелиона», но мне это существо больше напомнило гибрид человека и пришельца-гауны из не столь известной франшизы «Рыцари Сидонии» (правда, тот гибрид был положительным персонажем). Идея монстра, плавающего в атмосфере, не слишком реалистична, и, хоть и встречалась еще у Герберта Уэллса, большого распространения в искусстве не получила (ну, разве что встречалась, когда надо было показать обитателей планет – газовых гигантов). Но «Нет», все-таки, не твердая НФ, так что на нереалистичность антагониста не стоит обращать внимания.

Радует, что на этот раз, какие бы социальные подтексты режиссер не включал в свой фильм (а они, впрочем, типичные – борьба с бытовым расизмом и все такое), он все же не превратил его в очередную сомнительную аллегорию. Перед нами – рассказ о людях, твердо стоящих на своей земле. Людях, которые эту землю не отдадут никакому захватчику – вылез ли он из-под земли, или спустился с небес. Человек очередной раз победил монстра – и это правильно. Это вечный мифологический сюжет, и он будет жить, пока человек остается человеком.

Создатели фильма таже предупреждают – природа не терпит фамильярности. Человек совершенно зря уверен, что покорил её и стал полновластным хозяином на планете. Мы много забираем у природы, и даже сами можем ей что-то дать, но это не значит, что со стихией или диким зверем можно заключить нерушимый договор или полностью подчинить их себе. И самоуверенность может обойтись людям дорого – как персонажам этой картины. Даже дрессированная лошадь – не безобидное существо. Да, в реальной жизни монстров не бывает, но, например, микроорганизмы еще могут преподнести человечеству немало страшных сюрпризов, что уже доказал один вирус в 2019 году. Не говоря уже о процессах, происходящих в неживой природе (вулканы, землетрясения, цунами). Так что людям рано расслабляться, судьба любого живого организма и вида – постоянная ожесточенная круговая оборона, и забывать об этом не стоит – съедят.

С шимпанзе шутки плохи. Кстати, эта кровожадная обезьяна - самый родственный человеку вид из ныне живущих. Источник изображения - i.ytimg.com.
С шимпанзе шутки плохи. Кстати, эта кровожадная обезьяна - самый родственный человеку вид из ныне живущих. Источник изображения - i.ytimg.com.

За что же невзлюбили фильм? Возможно, после BLM-бунтов картины, поднимающие, хотя бы вскользь, тему дискриминации чернокожих, стали вызывать у многих закономерное раздражение. Хотя в «Нет» данная тематика почти не раскрыта, да и удивительно, если бы режиссер-афроамериканец не затронул бы эту проблему.

Нетрадиционная ориентация Эмеральды? Ну так о ней только упоминается, никаких постельных сцен и даже поцелуев в фильме нет, ее подружка вообще не появляется в кадре. Скорее всего, упоминание этого должно было просто задобрить соответствующих активистов, которых сейчас на Западе злить, увы, опасно.

Многие, как ни странно, снова ждали от Пила какой-то притчи, «умного» кино с неожиданным финалом. Но лично мне как раз понравилось, что «Нет» – это самая обычная, архетипическая история. Потому, что лучше качественно перенести на экран вечный сюжет, чем пытаться соорудить вымученный «вот-это-поворот» с «глубинным смыслом», как сделал тот же Пил в «Мы» или М. Найт Шьямалан в недавней своей картине «Время» (там, впрочем, со смыслом было все в порядке, а вот объяснение происходящего было откровенно глупым. Впрочем, в это, скорее, виноват литературный первоисточник).

«Нет» – качественный, очень атмосферный фильм ужасов с медленно развивающимся сюжетом и яркими, хорошо раскрытыми персонажами. Не загружающий зрителя сложными идеями, но все же заставляющий задуматься о месте человека в природе и мире: так ли много изменилось в этом отношении за сотни тысяч лет?

Моя оценка - 9 из 10.

Навигатор по рубрике "Недооцененные фильмы"
Субъективное обозрение4 ноября 2021