Найти тему
Игорь Шишкин

Забытая дипломатическая победа Сталина

Советско-польское соглашение от 30.07.1941. - первая дипломатическая победа Сталина над Черчиллем в период Великой Отечественной войны.

Не над поляками, а именно над Черчиллем. Польша лишь объект того Соглашения.

Июль 1941 г. потеряны Белоруссия, Литва, Латвия и половина Украины, в разгаре Смоленское сражение, а в это время Сталин 5 раз (!) обсуждает с послом Англии Криппсом проблему установления дипотношений с польским правительством в изгнании (Лондон), послевоенные польские границы и проблему создания польской армии на территории СССР. Более того, он фактически лично составил Соглашение, которое подписали 30 июля в Лондоне в присутствии Черчилля полпред Майский и генерал Сикорский.

Бред? Нисколько. Сталин вынужден был этим заниматься ради заключения действительно жизненно необходимого на тот момент союза с Англией и создания в будущем Антигитлеровской коалиции.

Зачем Лондон превратил Соглашение в условие союза с СССР? По версии Черчилля для Англии на первом месте была забота о Польше, ради независимости и территориальной целостности которой Британия и вступила во ВМВ. Версия смехотворная. Напомню, что когда Черчилль пытался в 1940 г. спровоцировать советско-германскую войну он через того же посла Криппса официально обещал Сталину не только признать де-факто все территориальные приобретения 1939-1940 гг., но и предлагал СССР протекторат над Балканами.

Причина была, естественно, в «вечных британских интересах». Англии был жизненно необходим сражающийся с Германией СССР, но ее жизненным интересам (как и в ПМВ) абсолютно не соответствовал сильный СССР/Россия в числе победителей.

Поэтому, пользуясь катастрофическим положением на советско-германском фронте, Черчилль и попытался в июле 1941 «выкрутить руки» Сталину, чтобы решить 3 задачи:

1. послевоенного контроля Британии над Восточной Европой и Балканами, через признание Москвой контролируемых Лондоном эмигрантских правительств Польши, Чехословакии и Югославии;

2. ослабления СССР в будущем послевоенном противостоянии, через отказ от установленных в 1939-1940 гг. оптимальных для безопасности СССР западных границ (по признанию самого Черчилля);

3. создания на территории СССР подконтрольной Лондону польской армии, чтобы при идеальном для Англии развитии событий использовать ее, как Чехословацкий корпус в 1918 г.

В результате Сталин в Соглашении признал эмигрантское правительство Польши, признал «советско-германские договоры 1939 года касательно территориальных перемен в Польше утратившими силу», разрешил создание будущей Армии Андерса.

Казалось бы, дипломатическая победа Черчилля. В последние десятилетия нам и предлагалось трактовать Соглашение, как поражение Сталина, отказавшегося от Западной Белоруссии и Западной Украины.

Однако это абсолютно не соответствует действительности. Советско-германские договоры «утратили силу» 22 июня 1941 г. Правовой статус новой границы СССР определяли законы СССР о включении ЗУ и ЗБ в состав СССР (01. и 02.11.39), которые Соглашение не аннулировало.

Никакого отказа от возвращенных в 1939 г. территорий в Соглашении не было (ни де-юре, ни де-факто). Отчего польское правительство и попыталось «встать на дыбы» и не подписать Соглашение.

Но Черчилль вовремя понял, что даже в критической ситуации Сталин не капитулирует в вопросе безопасности послевоенных границ, и согласился на формулировку про «утратившие силу» договоры с Германией, позволявшую ему сохранить лицо. Вопрос о границе по признанию Черчилля пришлось «отложить до лучших времен» (они наступили лишь через 50 лет в 1991 г.)

Поэтому Соглашение – дипломатическая победа Сталина. Ему удалось в невероятно сложных условиях, не войдя в конфликт с Британией, отразить атаку Черчилля на стратегические интересы СССР.

Надо признать, что и Черчилль смог правильно расставить приоритеты и вовремя сделать шаг назад. Путь к Антигитлеровской коалиции оказался открыт.

Армия же Андерса, когда Лондону стало ясно, что ее нельзя использовать против СССР, убралась из страны.