Найти тему
Сергей Перков

Парапланеризм в Чегеме

Еще два года назад, когда мы ездили по Кавказу, разные люди советовали нам посетить ущелье реки Чегем, и в частности находящийся там парадром. Тогда на это времени не нашлось, а вот в этом году в самый раз.

Ущелье реки Чегем с первых километров отличается от других ущелий Кавказа: тут другие горы, очень скалистые. В какой-то момент ущелье резко сужается — мы приближаемся к Чегемским водопадам! Ущелье невероятно красивое, но там происходит какой-то транспортный коллапс из-за совокупности популярности места, ремонта дороги, и наличия традиционного кавказского базара вдоль дороги.

Зато после базара ущелье становится еще более красивым!

По приезде на парадром мы обнаружили отличную погоду и огромное количество крыльев (так называют "парашют", на котором летают парапланеристы) в воздухе. Однако мы полетать в тот день не могли, поскольку забронировали инструктора на субботу и уже внесли предоплату, а в четверг его не было на парадроме. Мы уже думали забить на предоплату и полетать сейчас с кем-то другим, но администратор парадрома нам сказала, что так делать не стоит, у них там своя внутренняя кухня, и если мы к одному записались, то менять на другого - это неправильно. Так что мы расслабились, поставили палатку, и наслаждались видами и полетами других людей. На пятницу обещали неподходящую для полетов погоду, так что нам оставалось только ждать субботы.

Чегемский парадром - место уникальное, и оно отличается от других парадромов в России тем, что здесь воздушные потоки позволяют стартовать с одной точки, подниматься восходящими потоками, и потом возвращаться на точку старта. Как нам объяснили, на других парадромах практикуют только планирующие полеты сверху вниз. Соответственно, если ветер дует не в нужную сторону, на Чегеме полетов нет. Как раз так и было в пятницу.

Утром мы встретились с нашим инструктором, он подтвердил, что сегодня полетов не будет, так что мы решили покататься по окрестностям. Сначала заехали в "город мертвых" в соседнем селе Эльтюбю. Это небольшой комплекс состоящий из 6-7 склепов с захоронениями, каких достаточно много по всему Кавказу.

Попытались еще проехать к какому-то местному языку Тролля, но найти нужную дорогу так и не удалось, так что после нескольких заходов в тупик, мы вернулись на поляну на обед.

После обеда поехали в заповедник на водопад Абай-Су. По дороге открывается вид на уже высокие снежные горы.

Далее съезжаем на еще более сложную дорогу, и из-за угла появляется невероятный водопад.

-7

Ставим машину на склоне и идем ножками к водопаду.

Когда вернулись в машину и поехали, уровень топлива резко начал снижаться с половины бака до полного нуля. Понятно, что бензин испариться не мог, и мы решили что пока машина стояла на крутом склоне, датчик топлива обсох. Все равно ехать с запасом хода 0км и полным отсутствием информации о реальном запасе хода было неприятно, так что мы вернулись в лагерь.

Остаток дня шел дождь с сильным ветром, а на поляне продавали разливное пиво, так что чтобы оно не стало повторно разливным, организовали бар прямо в машине. А ночью тучи уже разошлись и показались звезды.

В субботу погода была идеальная, и на поляну народ начал подваливать целыми грузовиками. Мы с инструктором договорились, что мы будем летать ближе к 12, чтобы ветер успел усилиться, и параплан смог поднять вверх мой немаленький вес. Как мы поняли, в целом там все летают в порядке живой очереди, но поскольку у нас была бронь, мы могли подойти к 12 и полететь вне очереди.

Индикатор уровня топлива так и не одумался и все еще упорно показывал 0км, так что мы поехали в село Булунгу, купили там у местных 5 литров бензина, залили, и вот после этого наконец-то датчик показал нам наши пол бака. Ура, можно расслабить булки!

Вернулись в лагерь, и ближе к 12 начали собираться на полет. Нам рекомендовали надеть кроссовки, длинные штаны и ветровку. В принципе больше ничего не надо. Садимся в кузов и нас поднимают на соседний холм.

Как только мы приехали, наш инструктор как раз вернулся с очередного полета, и Таню сразу начали обвязывать.

Инструктор пристегивает пассажира перед собой, и перед взлетом командует ему бежать как можно быстрее, чтобы набрать скорость.

После старта инструктор ищет восходящие потоки, чтобы набрать высоту. В неизвестной местности это можно сделать по множеству признаков на земле и в воздухе, но именно здесь инструктор знает все воздушное пространство наизусть, и понимает, как и где дует ветер. Также в зоне коммерческих полетов стоят флюгеры от МЧС, которые помогают ориентироваться, внизу на поляне дежурит врач, и обследует всех инструкторов перед полетами. Перед полетами подается запрос на воздушное пространство, так что все официально.

Полеты осуществляются в определенной зоне. Например, за край скалы, на котором стоят флюгеры, залетать нельзя — там роторная зона, и если туда спуститься, крыло закрутит и сложит, что приведет к неконтролируемому падению.

А так в целом возможности у парапланеристов очень большие. Нам рассказали, что один парень долетел с Чегема до скал Пастухова на Эльбрусе (4700м высоты), которые находятся в 60 км, приземлился там, попил чай и полетел назад.

В целом первая часть полета происходит достаточно расслабленно: сидишь в удобно кресле, любуешься видами. Но потом, после набора высоты, ее надо как-то сбросить, чтобы вернуться на старт. Если инструктор видит, что пассажир чувствует себя нормально, и особенно если пассажир сам попросит (как мы и сделали), сброс высоты можно произвести быстро с исполнением некоторого количества виражей.

На первых виражах чувствуешь себя примерно как на американским горках, а вот дальше начинаются существенные перегрузки. Лично меня там немного укачало, но в целом это ощущается не так страшно, как выглядит на видео)

После Тани сразу следующим летал я по абсолютно такой же схеме.

Полет длится 15-20 минут, но после виражей в целом уже и самому хочется встать на твердую землю, так что этого времени вполне хватает.

После того как спустились на поляну и начали готовить обед, к нам подошли местные мужики из соседнего лагеря и пригласили к ним за стол: угостили прекрасной бараниной, налили чего-то горючего. В общем мы наконец-то вкусили то самое известное кавказское гостеприимство) Даже вроде вписались в одну интересную историю, но об этом позже.

Парапланы всем советуем - это был классный опыт!