Приветствую всех! Это моя вторая статья о бумажном способе ведения zettelkasten.
В первой статье я рассказал о преимуществах и недостатках ведения цетелькастена на бумаге. С ней вы можете ознакомиться по этой ссылке: https://dzen.ru/a/ZMH_10CjjXcHB4wU?share_to=link
В этой же статье я буду рассказывать о практике ведения цетелькастена на бумаге, а также о вспомогательных инструментах, которые мы можем использовать при написании бумажных заметок.
К слову, о самом zettelkasten я рассказывал в другой статье. В ней я вкратце рассказал об авторе метода, об основных принципах ведения zettelkasten и о его пользе, а также порассуждал о том, почему его можно считать вторым мозгом! Так что если вы ещё не знаете что такое zettelkasten, то советую ознакомиться: https://dzen.ru/a/ZLvjx4h0En-kzdP7?share_to=link
Теперь давайте поговори о том, как работать с zettelkasten на бумаге.
Что необходимо для ведения zettelkasten на бумаге?
Начнём с того, что нам необходимо для ведения zettelkasten:
- Прежде всего нам понадобятся простые письменные принадлежности - карандаш и ластик. Так как в самом начале, да и в дальнейшей работе, вы, скорее всего, будете вносить много правок, лучше сразу использовать карандаш, чтобы можно было легко стереть текст. Но также можно использовать и ручку с замазкой, или просто переписывать заметку заново (что крайне затратно по времени).
- Далее возьмите лист A4 согните пополам и разорвите на две части, у вас получиться лист A5. Такие небольшие листочки проще хранить, а также они будут заставлять вас писать мысли мельче (в первой статье о цетелькастене, я писал об основных принципах и говорил о важности писать мысли мельче и отдельно от других мыслей).
- Найдите себе коробочку, куда будете складывать заметки. Для начала сгодиться и коробка из под обуви, а в дальнейшем, когда количество заметок значительно вырастет, придётся задуматься об их хранении более серьёзно.
Как оформлять заметку?
Разобравшись с тем, что нам нужно для написания заметок, давайте поговорим о том, как оформлять заметку.
Самое важное здесь это разобраться в том, как давать название заметке, ведь потом по нему мы будем ссылаться на неё. А ссылки - это главный элемент zettelkasten, без них теряется весь его смысл!
Присвоение названия вашей заметке:
Для создания названия заметки есть разные способы, чтобы определиться в них, нужно понять наши потребности:
- Название должно быть короткое, так как именно по нему мы будем ссылаться на заметку, а значит название будем писать часто. Ведь вряд ли кому-то хочется каждый раз от руки переписывать длинное название?
- Название должны быть уникальное, чтобы ссылка вела только на одну заметку.
- На создание названия должно уходить немного времени. То есть не нужно создавать в названии шифр, над созданием которого придётся долго размышлять. Ведь заметки у нас должны быть небольшими и содержать одну мысль, что в свою очередь означает то, что таких заметок придётся писать много, так как как мысль обычно не появляется одна. И теперь представьте, что каждый раз, когда у вас появится мимолётная мысль, вам придётся тратить тонну времени на создание её названия.
Теперь зная потребности, можно рассмотреть возможные варианты названий, отсекая не подходящие:
- Первый вариант, который приходит в голову, и который нужно тут же отсечь - писать название заметки отталкиваясь от её смысла. Так название получиться длинным и не удобным для создание на него ссылок, а также есть риск, что через какое-то время вы создадите заметку с идентичным наименованием. Да, такое название будет информативным, но это можно компенсировать заголовком, который будет вкратце описывать смысл заметки.
- Второй вариант - это писать код из цифр и букв, где буквы обозначают темы и подтемы, а цифры обозначают номера заметок по этой теме. Такой код будет отчасти информативным, но для него понадобиться помнить последние написанные заметки по конкретной теме или подтеме, чтобы не допустить повторения комбинации букв и цифр. А самый главный минус, когда в нашей базе будет много тем и подтем придётся тратить всё больше времени на то, чтобы понять к какой теме относиться заметка, а это будет только пагубно влиять на удовольствие от заполнения заметок, что несомненно приведёт к потере интереса к работе с цетелькастеном. Но стоит сказать, что такой вариант можно использовать при создании "вечнозелёных" заметок, в которых хранятся ссылки на записи по определённой теме, ведь такие заметки делаются не часто, а только при обобщении знаний по конкретной теме (более подробно о собирательных заметках и других инструментах, я уже рассказал в другой статье).
- Третий вариант - это давать заметкам названия отталкиваясь от даты и времени её написания. Такой вариант позволяет создавать уникальные названия, которые точно не будут повторяться, ведь мы можем записывать в названии даже минуту, в которую написана заметка. При этом названия будут получаться фиксированными по размеру.
Вы можете создавать и свои системы названий, смешивая их друг с другом. Главное запомните эти правила:
- На создания названия у вас должно уходить немного времени! Больше всего времени нужно уделять мыслям и идеям, которые вы записываете!
- Записывайте варианты кодировок названий на отдельный лист! Это нужно на тот случай, если вы забудете то, как кодировали название (а вы обязательно когда-нибудь это забудете). Это касается вообще всех служебных меток: тегов, названий, каких-то пометок. Записывайте значения всех этих меток на отдельном листочке, чтобы не забыть, что вы помечали такой меткой, тегом и тому подобным.
Запись мыслей:
Теперь, когда знаем когда дать название заметке, перейдём к тексту, который мы в неё напишем.
Мысль, идею и тому подобное вам необходимо писать таким образом, будто рассказываете это другому человеку. Потому что когда через долгое время, при очередном погружении в свою базу, вы наткнётесь на свою старую заметку, вы и будете тем самым другим человеком с другими мыслями и знаниями. И уж тем более вы не будете помнить то: как писали эту заметку, что у вас было в тот момент в голове и отчего вы вообще отталкивались. Поэтому пишите заметку максимально подробно, но не переусердствуйте, так как здесь нужна золотая середина между краткостью и подробностями.
Создание ссылок:
Вот мы сделали одну заметку, дали ей название и отразили в ней нашу мысль. Теперь написали вторую заметку, которая связана с этой по смыслу. Как их теперь связать друг с другом в нашей базе? Да легко, просто напишите в одной из этих заметок ссылку на другую. В этой ссылке напишите название той карточки, а также придумайте то, как вы будете отделять ссылку от текста, например, выделять её скобочками или обводить в рамочку, здесь всё в ваших руках.
Обязательно напишите почему вы связали эти заметки. Вы можете сделать это в качестве комментария, который напишите рядом с ссылкой, или использовав ссылку в контексте мысли (например, если вы пишите про какое-то событие в истории, то оставьте, в конце абзаца, ссылку на заметку, в которой вы более подробно размышляли об этом событии).
Стоит сразу сказать об обратных ссылках, то есть нужно ли в той карточке, на которую ведёт другая заметка, писать о том, что сюда ссылается какая-то запись? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять основные принципы создания ссылок:
- Заметка должны нести смысл сама по себе, без отдельных записей.
- По ссылке мы будем переходить в том случае, когда нам нужно больше знаний, связанных с этой заметкой.
Исходя из этого, мы можем понять, что обратная ссылка нужна в том случае, когда она сможет дополнить материал нашей записи. То есть, например, не нужно писать в заметке с термином ссылки на все записи, в которых мы употребили этот термин, когда раскрывали мысль, а вот в той заметке, где мы в контексте использовали этот термин, мы можем написать ссылку на карточку с определением этого термина, на тот случай, если мы его забудем.
Проще говоря, не нужно захламлять лишними ссылками вашу запись, потому что в будущем при чтении заметки вы будете переходить по всем этим ссылкам, дабы освежить ваши знания, а тогда переход по излишним ссылкам будет просто забирать ваше время, не раскрывая вам смысл основной заметки.
Поздравляю! Теперь вы можете заняться написанием вашей базы! В самом начале лучше всего писать заметки без всяких лишних дополнений. Когда же ваша база начнёт расти, для облегчения поиска и анализа вашей базы понадобятся дополнительные инструменты и методы. К этому времени я уже напишу статью со всеми доступными вам инструментами при работе с бумажным zettelkasten!
На этом статья заканчивается, так что пишите комментарии с тем, что необходимо дополнить, ставьте лайки и подписывайтесь на мой блог, чтобы не упустить новых статей о zettelkasten!