Найти в Дзене
Тёмный историк

Почему немецкая армия пошла за Гитлером?

На первый взгляд, читатель может подумать, что это какой-то совершенно примитивный вопрос. Казалось бы, всё просто: Адольф Гитлер проводил политику, которая позволила рейхсверу «сбросить оковы Версаля» и вновь приступить к формированию массовой армии. Разве этого мало? А помните эту цитату из советского фильма «Обыкновенный фашизм»:

«Связь с рейхсвером видна в каждом кадре. Обрядности, форме придавалось огромное значение...»

Солдаты рейхсвера присягают Гитлеру, август 1934 года. PS: все иллюстрации демонстрируются исключительно в исторически-наглядных целях. Автор осуждает нацизм.
Солдаты рейхсвера присягают Гитлеру, август 1934 года. PS: все иллюстрации демонстрируются исключительно в исторически-наглядных целях. Автор осуждает нацизм.

Но на самом деле далеко не всё было «так однозначно». В рейхсвере многие относились к нацистам с опаской, а самого Гитлера попросту презирали. Он не был «своим» для консервативно-аристократической прослойки прусского офицерства. И, более того, умудрился нанести армии несколько серьезных «пощечин». Которые при других раскладах ему вряд ли бы простили.

Ещё в 1920-е годы нацисты, коим до захвата власти было тогда как до Луны, попытались дискредитировать самого Ханса фон Секта, фактически «отца рейхсвера» (о деятельности которого я неоднократно писал: ему удалось вопреки Версалю сохранить Генштаб и офицерский кадр для будущего расширения немецкой армии).

Печатный орган НСДАП «Фёлькишер беобахтер» обвинял жену фон Секта в еврейском происхождении, а самого военачальника — в участии в «еврейском заговоре».

Ханс фон Сект (1866 — 1936).
Ханс фон Сект (1866 — 1936).

Любопытно, что Ханс фон Сект всегда был противником «новой войны с Россией», а в годы прихода к власти нацистов работал в Китае — военный консультант Чан Кайши (да-да, в 1930-е годы немцы продавали китайцам оружие, что, разумеется, очень злило японцев).

Именно в 1920-е годы сбор компромата (настоящего или выдуманного) на высокопоставленных немецких военных стал «визитной карточкой нацистов». Но то были ещё цветочки. Скоро «неудобных генералов» начнут отправлять в отставку или просто убивать.

Так, в «ночь длинных ножей» в 1934 году нацистами были убиты Курт фон Шлейхер (бывший министр обороны и фактически последний глава правительства Веймарской республики) и Фердинанд фон Бредов (начальник канцелярии министерства рейхсвера, глава Абвера, по-видимому, «слишком много знавший»).

Курт фон Шлейхер (1882 — 1934) и Фердинанд фон Бредов (1884 — 1934).
Курт фон Шлейхер (1882 — 1934) и Фердинанд фон Бредов (1884 — 1934).

Для офицерской корпорации Германии это было неприятно... но Гитлер «подсластил пилюлю», так как одновременно, при участии рейхсвера, уничтожали «неприкаянных штурмовиков» Эрнста Рема.

Если к Гитлеру многие офицеры рейхсвера относились с презрением, то Рема они просто ненавидели и боялись, особенно когда последний заявил о создании «народной армии» на основе штурмовых отрядов. При таких раскладах устранение Шлейхера и Бредова казалось «сопутствующим ущербом».

Одновременно с этим, однако, происходили резкие перемены в государственном устройстве Германии. К примеру, в том же 1934 году солдаты обязались присягать лично Адольфу Гитлеру, который в своих руках соединил государственную и партийную власть. И это тоже не устраивало многих военных, чуждых «партийности».

Эрнст Рем (1887 — 1934).
Эрнст Рем (1887 — 1934).

В 1938 году «нашелся непристойный компромат» на двух «беспокойных военных». Вернер Фрайхерр фон Фрич (главнокомандующий сухопутными силами) и Вернер фон Бломберг (министр имперской обороны) выступали против гитлеровских планов агрессивной экспансии, уверенные в том, что стараниями фюрера немцы попытаются «проглотить слишком большой кусок» и ввяжутся в войну со всеми (примерно так оно в итоге и вышло).

Эти и многие другие последующие эпизоды (постепенная «нацификация армии», кадровые перестановки, авантюрная военная политика, появление войск СС и т.д.) привели к созданию «офицерской фронды». Которая с конца 1930-х годов вынашивала планы военного переворота, а в 1944 году попыталась этот переворот осуществить.

Но... без поддержки рейхсвера Гитлер вряд ли бы удержался у власти в 1930-е годы. Основная масса генералов все-таки добросовестно служила нацистам, несмотря на все «инциденты». Почему?

Вернер Фрайхерр фон Фрич (1880 — 1939) и Вернер фон Бломберг (1878 — 1946).
Вернер Фрайхерр фон Фрич (1880 — 1939) и Вернер фон Бломберг (1878 — 1946).

Ответ действительно кроется в нарушении Гитлером положений Версальского мира. Его стараниями стотысячный рейхсвер за несколько лет превратился в многомиллионную армию. А знаете, что этот процесс означал для офицеров «старого рейхсвера»?

Правильно, небывалый карьерный рост, которого они были лишены в период Веймарской республики. Десятки новых дивизий требовали командиров. Моментально чины рейхсвера стали «нарасхват».

«С весны 1935 года ускоренными темпами шло создание и вооружение вермахта — массовой призывной армии: 36 дивизий, объединенных в 12 корпусов. Это открывало головокружительные перспективы как перед генеральским, так и перед офицерским составом бывшего рейхсвера. Развертывание вооруженных сил создавало резкую нехватку подготовленных командных кадров.

В этих условиях опытные офицеры ценились на вес золота. Повышения и выдвижения происходили непрерывно.

На маневрах «новорожденного вермахта», 1935 год.
На маневрах «новорожденного вермахта», 1935 год.

Засидевшиеся в чинах в веймарские времена капитаны и майоры делали в вермахте головокружительную карьеру, становясь за год-два генералами. Их признательность Гитлеру, который совершил для них это «чудо», нетрудно себе представить.

Впоследствии, говоря о позиции германских вооруженных сил в первые годы гитлеровского режима, генерал Бломберг признавал: «Немецкие генералы не были настроены против Гитлера. Ведь он обеспечил им успехи, которых они желали...» (с) Б. Л. Хавкин. Германский национал-социализм и антигитлеровское Сопротивление.

То есть причина, по которой «армия пошла за Гитлером», несмотря на неприязнь к нему со стороны многих высокопоставленных военных, на самом деле сугубо «карьерно-бытовая»: рост в должностях.

Нет, разумеется, психологически офицерам рейхсвера (поголовно ветеранам Первой мировой) было приятно видеть, как «армия возрождается».

Бломберг и Фрич в 1937 году сомневались, сможет ли вермахт сладить даже с Чехословакией. А потенциальное вступление в войну Франции казалось им заведомым поражением Германии.
Бломберг и Фрич в 1937 году сомневались, сможет ли вермахт сладить даже с Чехословакией. А потенциальное вступление в войну Франции казалось им заведомым поражением Германии.

Но ещё приятнее им было «вырастать» из капитанов в генералы. На этом фоне и нацификация, и политические убийства, и компроматы на коллег становились «делом десятым».

Ради собственного карьерного роста немецкие генералы были готовы поддерживать Гитлера и его непомерные амбиции, разделять ответственность за преступления нацистов против человечности. Кое-кто к 1944 году спохватился, но было уже поздно...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!

Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.