В масштабе 1:120, типоразмер ТТ
Типоразмер ТТ не балует нас изобилием моделей. Как я уже писал в статье про типоразмеры: ТТ замыкает большую тройку модельных железнодорожных типоразмеров, занимая около 10%.
Но, иногда совершенно сторонние фирмы выпускают игрушки (их сложно назвать моделями) в масштабе 1:120. Одной из таких фирм стал немецкий производитель масштабных игрушек Siku с производством в Китае.
В портфеле фирмы есть несколько моделей в масштабе ТТ, об одной я уже писал, вернее, о её полной китайской копии, с того же завода, где делают "для немцев". Правда, с бОльшим количеством ливрей - китайцы пошли дальше.
Уже лет 5 как siku свернула производство железнодорожных моделей, но мне повезло наткнуться на набор 1657 в одном неприметном магазине.
Это паровоз BR80 и пассажирский вагон. Если паровоз имеет какие-то отсылки к прототипу, то вагон сделан "по мотивам" и представляет что-то среднее между вагоном 2 класса типа Ci Pr-93 и знаменитого семиоконника Ci-30 (Bi-30).
Набор неплохо встаёт на рельсы и даже смотрится.
В пассажирском вагоне присутствует интерьер, что просто замечательно.
Но, та же проблема как и в рельсовом автобусе - реборды колёс очень высокие и задевают шпальную решётку. Причем, как на профильных рельсах, так и на старом жестяном П-профиле. К "покатушкам", к сожалению, не пригоден.
Паровоз, напротив, имеет меньшую высоту реборд и прекрасно катается по любым рельсам.
Поскольку вагон, в отличии от паровоза не имеет прототипа, то и сравнивать его, собственно, не с чем.
Более подробно остановимся на паровозе. Это паровоз-танк с порядковым номером 013, что видно на декали.
Котёл и "рама" металлические, похоже на силумин, остальные детали пластиковые. Проработка деталей на котле гораздо хуже, чем на пластике. Декали нанесены четко.
Кулисный механизм на модели отсутствует как класс и представлен боковой выштамповкой на корпусе.
Сцепной механизм нетривиален и прост.
Прототип игрушки.
Осевая формула соответствует прототипу 0-3-0 (у немцев принято указывать колёсную формулу 0-6-0, лично мне осевая формула как-то понятнее, да и не бывает одно колесо на оси у подвижного состава).
Модельная длина локомотива по буферам должна быть 80,5 мм. У паровоза от siku она 77, что довольно близко.
На этом сходства заканчиваются.
Первое, что бросается в глаза - на паровозе-танке отсутствуют танки! При детальном рассмотрении, они таки присутствуют, но запаса воды в них не хватит даже на растопку!
На котле угадывается паровоздушный насос, один сухопарник и песочница. Не смотря на то, что у прототипа было 2 сухопарника и к ним могла быть добавлена песочница (видимо, по требованию заказчика).
Но что больше всего меня поразило, так это то, что внутри будки машиниста тоже есть интерьер! Его очень сложно разглядеть и ещё сложнее сфотографировать.
Но, не будем сильно придираться к игрушке. Для сравнения - фото модели этого же паровоза в ТТ от фирмы Roco. К сожалению, его у моей коллекции нет (спасибо санкциям), поэтому сделать фото "рядом" не могу. Но, отсутствие танков бросается в глаза очень сильно. Следующим жирным минусом идёт отсутствующий кулисный механизм. Даже сильно упрощённый, как на стартовых моделях BTTB он смотрелся бы намного выигрышнее.
Буксировка паровоза на в музей.
Таким образом, мы имеем игрушку в типоразмере ТТ, которая очень отдалённо напоминает железнодорожную модель. Но всё же напоминает.
Подводя итог, я бы не рекомендовал эту игрушку моделистам. Это однозначно не модель. Хотя, я знаю человека, который её даже обмоторил. Но, с другой стороны, учитывая, что в ТТ и так не много моделей, лично я с удовольствием поставлю её на полку.
А вы бы купили такую игрушку?
Ещё об игрушках: