Как влюбить ребенка в чтение? Только действенные советы!

218 прочитали
Всем здравствуйте. Мне, как автору методики запуска речи с помощью сказок, особенно важно рассказать вам, родителям, о необходимости правильно читать детям книги. А правильно, это как?

Всем здравствуйте. Мне, как автору методики запуска речи с помощью сказок, особенно важно рассказать вам, родителям, о необходимости правильно читать детям книги. А правильно, это как?

- Это так, чтобы ребенок слушал
- Это так, чтобы ребенок не отвлекался
- Это так, чтобы он сам приносил желаемые книги
- Это так, чтобы между вами было взаимопонимание
- Это так, чтобы ребенок полюбил чтение и понимал смысл прочитанного

Одним словом, в этой статье я расскажу как читать, чтобы заинтересовать!

1. Выбираем книги, произведения по возрасту. Это правило номер один, именно с выбора литературы начинается ваш общий процесс чтения. Если это литература до 3 лет, то однозначно предпочтение отдаем русским народным сказкам. Почему?

- Знакомство ребенка с животными ( а это развитие речи, первые звукоподражания ребенка связаны с животными!)

- В русских народных сказках заложены уроки, которые ребенок с легкостью поймет. Познает сложное через простое ( мудрость через сказку). Правила поведения, уроки вежливости, значение дружбы и т.д. в сказках есть все!

- В русских народных сказках есть то, чего нет ни в одной книге современной литературы! Это повторение определенных фраз, а именно это помогает ребенку запоминать легче сюжет, именно эти фразы откладываются в памяти благодаря частому повторению.

"Колобок катится катится...", "Песенка колобка", "Колобок колобок, я тебя съем...".

А в "Репке": "тянет потянет вытянуть не может", " внучка за бабку, бабка за дедку....".

А в "Теремке": "Тук тук, кто в тереме живет?", " иди к нам жить", а также многократное повторение имен животных по мере знакомства "Я, мышка-Норушка, я, лягушка-Квакушка..."

А в "Заюшкиной избушке": "как выскочу, как выпрыгну.." и т.д.

Практически в каждой русской народной сказке имеются столь необходимые повторения.

2. Ребенок должен быть не пассивным, а активным слушателем. Садимся рядом и помним про 2 правила:

- Даем ребенку самостоятельно перелистывать страницы после прочтения. "Это хоть и маленькая, но ответственная задача".

- Читаем сказку не полностью, а делая паузы, чтобы ребенок все обдумал и пальчиком мог показать сам главных героев или какое-то определенное действие. Тогда он никогда не столкнется с тем, что прочитал произведение, а в голове остался "ноль", потому что мама бегло прочитала для галочки и не обсудила сюжета с ребенком. Это вам кажется, что читая книгу, ребенку достаточно посмотреть на картинку, и он поймет, где баба, где деда. Но я напомню, что дети появляются на свет, не зная нашего языка ( своего родного языка). Они учатся со временем! Накапливают пассивный словарный запас путем слуха и наблюдения. Поэтому указательным пальчиком мы показываем на страницах кто и где, и что он делает, кого встретил...

3. Выразительное чтение. Сразу скажу, что здесь я рекомендую мамам снимать себя на камеру и потом смотреть. Вы не представляете, сколько сразу интересного вы увидите:

- Следите за скоростью чтения. Вы сказку знаете наизусть в силу возраста, а ребенок только знакомится с сюжетом. Если он не будет понимать кто и что делает, то быстро закроет книгу и убежит.

Читаем медленно и четко проговаривая слова. Вам не нужно сдавать нормативы по беглому чтению😉

- Добавляем эмоции. Придайте вашим словам эмоциональную окраску. Ребенку нравится слушать то, как говорят герои, разные голоса. И это помогает ему сразу распознавать эмоции! Вот оно где все хранится, в сказках! Не нужно эти карточки с нарисованными мордашками и смайликами для проработки эмоций, которые сейчас все нейропсихологи навязывают! Нужны родители, читающие сказки с выражением! Пришел большой медведь- сделайте голос погрубее и ниже, если это Мишутка- повыше, если это лиса- то похитрее и т.д. Вы сами увидите, как ребенок сидит и наслаждается прослушиванием вашей сказки.

4. Обсуждение. В конце прочитанного не спешите убрать книгу в шкаф, поговорите с ребенком о чем шла речь в сказке. Пусть он пальчиком покажет: "где баба", "а кто сьел колобка?", "а как она сьела колобка?", "а кто яичко хвостиком разбил?", " а кто бил яичко?", "а кто теремок сломал?", "а где крыша...где окошки" ( изучаем и части предметов тоже)

5. И последняя рекомендация, 5-ый пункт успешного чтения с малышом- это не прятать книги, а открытый доступ к ним. Пусть ребенок постепенно сам подходит, листает, вспоминает сюжет и приносит вам. Потому что чаще всего ребенок отказывается от книги, потому что мама после того, как прочитает, не оставляет ее ребенку, а поспешно убирает со словами "Нельзя, а то порвешь". Вот у ребенка и откладывается в голове, что этот предмет запретный, что он лишь принесет вред. А раз трогать нельзя, то он сделает выбор в пользу игрушек, которые всегда перед ним, которые можно брать куда угодно, а главное которые ребенок может взять когда сам пожелает.

На случай вопроса "А что делать если ребенок рвет книги?" у меня уже есть небольшая статья, прочитайте⬇️

Книги помогают развивать воображение у детей. Раньше это происходило эффективнее, так как книги были дефицитом, тем более с картинками. Это были просто сборники сказок с редко встречающимися черно-белыми иллюстрациями.

Всем здравствуйте. Мне, как автору методики запуска речи с помощью сказок, особенно важно рассказать вам, родителям, о необходимости правильно читать детям книги. А правильно, это как?-2
Всем здравствуйте. Мне, как автору методики запуска речи с помощью сказок, особенно важно рассказать вам, родителям, о необходимости правильно читать детям книги. А правильно, это как?-3

Чуть позже появилась литература для малышей с цветными картинками. Дети уже охотнее сами листали книги с целью посмотреть именно картинки и вспомнить то, о чем читали родители.

Всем здравствуйте. Мне, как автору методики запуска речи с помощью сказок, особенно важно рассказать вам, родителям, о необходимости правильно читать детям книги. А правильно, это как?-4
Всем здравствуйте. Мне, как автору методики запуска речи с помощью сказок, особенно важно рассказать вам, родителям, о необходимости правильно читать детям книги. А правильно, это как?-5

Сейчас каждая детская книга имеет мега крутые картинки, они бывают на весь разворот, и , казалось бы, бери да читай, но дети не хотят. А причина не в них- а в родителях, которым нужно сперва самим полюбить совместное времяпровождение с детьми, полюбить процесс чтения. Поверьте, дети чувствуют ваше настроение, а потому ответят искренностью на искренность, отказом на лжечтение и лень.

Читайте с удовольствием!