44 подписчика

«J-HORROR» История японских фильмов ужасов. Часть 3

124 прочитали

Во второй части данной серии статей мы остановились на 70-ых годах, давайте продолжим изучение истории японских фильмов ужасов. В данной статье мы разберём временной промежуток в истории японских фильмов ужасов с 1980-ых по 1990-ые включительно.

КРОВАВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

В 1980-ых годах продюссеру и сценаристу Сатору Огуру пришла идея идея снять серию экспериментальных кинофильмов, цель которых- жестокостью шокировать даже самых искушённых фанатов фильмов ужасов. Так родилась серия фильмов «Подопытная свинка», Сатори Огуру сам выступил режиссёром первого фильма, который получил название «Дьявольский эксперимент», режиссёром второй части «Цветок из плоти и крови» и спин-оффа «Русалка канализации» выступил хоррор-мангак Хидэси Хино, манга которого недавно была напечатана на русском языке. Нельзя утверждать точно, но с большой вероятностью концепция фильмов является подсознательной (а может и нет) рефлексией над нацистским прошлым Японии. Рассказывать подробнее о серии «Подопытная свинка» я не буду, скажу только то, что фильмы представляют из себя псевдо-снафф и в них нет никакого сюжета, только пытки и жестокость. Серия была задумана для самых отбитых фанатов жанра и спустя годы стала культовой в узких кругах. Серия оказала большое влияние на андерграундные фильмы ужасов, если вбить в поиске «Айсберг запрещённых фильмов» (это просто название для привлечения внимания, почти все фильмы находятся в открытом доступе.) и почитать про фильмы нижних уровней (начиная с 4 уровня сверху), то даже не вооруженным взглядом можно увидеть влияние «Подопытной свинки».

Хидэси Хино (справа) с другим известным японским хоррор мангакой Дзюндзи Ито.
Хидэси Хино (справа) с другим известным японским хоррор мангакой Дзюндзи Ито.
Айсберг запрещённых фильмов. «Подопытная свинка» находится на 4 уровне.
Айсберг запрещённых фильмов. «Подопытная свинка» находится на 4 уровне.

БОДИ ХОРРОР

Боди-хоррор — поджанр ужасов в кино и литературе, в центре которого находятся различные деформации тела. Боди-хоррор не исконно японский жанр, но упомянуть о нем стоит. Главным японским боди-хоррором (ещё он относится к техно-хоррору), является фильм Синъя Цукамото «Тэцуо, железный человек». Фильм повествует о попавшем в аварию бизнесмене и том как его тело постепенно превращается в груду металлолома. Фильм является рефлексией автора и японского общества на тему технологической глобализации. Одной из важнейших функций культуры является накапливание предметов страха для дальнейшего его преодоления. Главным человеческим страхом является страх хаоса, осознания собственной конечности. Фильмы ужасов являются отражением этих страхов, нельзя победить хаос, но можно уничтожить маньяка, хаос олицетворяющего. Но «Тэцуо, железный человек», показывает что один хаос можно подчинить себе для того чтобы победить другой хаос. Дэвид Кроненберг однажды сказал «основа хоррора — в том, что мы не знаем, как умрем», «Тэцуо, железный человек» будучи не только хоррором, показывает не только то как мы умрем, но и то какими мы будем в будущем.

Кадр из фильма «Тэцуо, железный человек» 1989 года.
Кадр из фильма «Тэцуо, железный человек» 1989 года.

ВСЕМИРНЫЙ УСПЕХ

В 1990-е затишье в сфере хорроров происходит не только на Западе, но и в Японии. И только в конце десятилетия японские ужасы становятся известны как “J-horror” - термин, который был придуман британским дистрибьюторским лейблом Tartan Video, распространявшим зарубежный контент на британском рынке через свою коллекцию Asian Extreme. В 1990-е был выпущен один из самых культовых хорроров всех времен и народов, фильм, испугавший миллионы людей и продолжающий это делать и по сей день, фильм «Звонок» 1998 года. «Звонок» повествует о девушке, столкнувшейся с проклятой видео кассетой. Если человек посмотрит ее, то ему позвонит незнакомый человек и скажет, что ему осталось жить 7 дней. Главная героиня посмотрела кассету и теперь у нее есть всего 7 дней, чтобы остановить проклятие и узнать о происхождении этой пленки. «Звонок» является идеальным представителем Японского хоррора, в нем есть волнующая общество проблема (распространение технологий), гнетущая атмосфера, достигаемая напряженными сценами, особый психологизм и конечно же элементы Кайдана, которые мы сейчас разберем. В первой части я упоминал определённый элементы Кайдана, давайте вернёмся к ним и посмотрим как они отразились в фильме «Звонок». Потусторонние силы и сверхъестественные существа действуют наравне с людьми и активно воздействуют на сюжет- главный антагонист истории девочка-призрак Садако. Именно ее действия являются катализатором всей истории и ее развития. Очень часто в истории присутствует Месть- Садако мстит всему миру за причиненные ей обиды. Обычно небольшое количество ярких, характерных персонажей, активно проявляющих свои чувства- Главные герои хоть и не являются какими-то особенными и харизматичными, но они чувствуются живыми и активно выражают свои чувства (страх перед смертью, волнение за близких). Как именно в японских фильмах ужасах создаются напряженные сцены лучше всего показать на примере японской версии фильма и её западном ремейке, изначально я хотел взять ремейк фильма «звонок», но по моему мнению данный ремейк мало в чем уступает оригиналу, а для меня в силу многих факторов вовсе кажется лучше чем оригинал.

Кадр из фильма «Звонок» 1998 года.
Кадр из фильма «Звонок» 1998 года.

Конец 3 части.