Многие ограничивают свою самореализацию, т.к. не считают себя лидерами. Разберемся в этом вопросе, ведь многие ограничения существуют только у нас в голове.
Лидерство — влияние на людей, благодаря которому лидер получает поддержку группы, для достижения совместной цели.
Для наглядности я составил эту статью в формате вопрос-ответ. Начнем.
- Можно ли стать лидером или им можно только родиться?
- Лидером нельзя родиться, рождаемся мы маленькими карапузами, которые под определение выше, совсем не попадают.
- Что/кто делает лидера лидером?
- Группа. Лидер не имеет формальной власти как руководитель. Если лидера перестают слушать и идти за ним, то он тут же перестает быть лидером.
- Почему группа идет за лидером и выполняет его команды?
- Потому что ей это выгодно. Потому что члены группы верят, что лидер приведет их к цели, что он решит все сложности, он организует все за них и сделает им хорошо.
Это механизм, выработанный эволюцией. Он дает экономию сил и калорий. Не надо думать всем, достаточно одному. Все работает максимально слаженно под руководством лидера. На этой роли всегда самый подходящий член группы. Ведь эта вакансия очень привлекательна для многих и при этом действует демократия.
Как только лидер начинает не оправдывать ожидания, сдавать позиции, его тут же пытаются сместить более эффективные. В итоге в одной и той же группе, лидеры могут меняться.
- Что нужно, чтобы быть лидером?
- Нужны все качества, необходимые для достижения конкретной цели. Нет единого ответа для всех ситуаций.
Но есть основные, они необходимы чаще всего:
1. Эмоциональный интеллект.
Если ты не умеешь выражать свои мысли, то группе сложнее будет тебя понять. Конкурентам проще перебить и задвинуть на второй план и повести за собой. Иногда не туда. Часто лидеру приходится помогать членам группы находить общий язык, некоторых примирять и объединять. Развитие эмоционального интеллекта необходимо практически везде и всегда. Инвестирование своего времени и сил в развитие навыка взаимодействия с людьми, невероятно окупаемо.
2. Экспертность в теме.
Глубокое понимание сферы деятельности, уменьшает количество ошибок группы по пути к достижению цели. Если ты лучший эксперт среди коллег, то даже если ты не можешь связать двух слов, к тебе будут внимательно прислушиваться, переспрашивать и не позволять никому перебивать. Ты будешь решать больше в проекте, чем формальный руководитель.
3. Умение определять цели.
Не всегда группа видит для себя оптимальные цели. Часто коллектив делиться на подгруппы и стремится в разные направления, что мешает работе. Если ты, как лидер, умеешь видеть цели, которые заинтересуют всех, то ты будешь объединять группы, увеличивать свое влияние и получать больше ресурсов.
Единые, вдохновляющие цели – база для мотивации больших коллективов.
4. Умение планировать.
Важен так же и хорошо продуманный план, подкрепленный ресурсами, распределяющий ответственность и слаженный по времени. Он добавляет авторитета и доверия автору. Планировать мало кто умеет. Большинство людей мыслят о текущем моменте и иногда продумывают на шаг вперед. Поэтому часто возникают нестыковки, задержки и снижение эффективности. Если ты учишься планировать, то можешь составлять с группой любые планы. Для этого надо лишь задавать правильные вопросы, о которых никто раньше не задумывался. Ты владеешь структурой, а наполнение под твоим руководством делают специалисты.
Идеальная ситуация, когда неформальный и формальный лидер, это один человек.
Руководителя команды слушают, уважают и исполняют его поручения. Он определяет цели в группе, разрешает конфликты, находит к каждому индивидуальный подход и является самым крутым экспертом.
В своей практике руководителя, по мере роста моих личностных и профессиональных качеств, я все чаще становился лидером. При этом были ситуации, когда я работал с более опытными сотрудниками, которые могли улучшить мой план, мои методы. На время я отпускал лидерство ради общего дела.
Не стоит бороться за власть до конца, это в итоге приведет к потерям для всех. Умение признать лидерство другого, часто заслуживает уважение в коллективе.
В больших коллективах невозможно быть лидером для каждого. При численности от 10 человек, группы начинают дробиться и в каждой из них возникают свои лидеры. Это нормально.
Не всегда назначенный руководитель коллектива был лидером. С этой ситуацией можно и нужно эффективно работать. При таком раскладе все изменения в коллективе следует проводить через неформального лидера.
Руководитель при этом может выполнять административную рутину, сохраняя настроенную систему.
От рождения каждому из нас достаются генетические особенности, некоторые из них мешают нам брать власть в свои руки, некоторые помогают. Если у тебя есть амбиции, то важно развивать описанные выше качества. Это усилит твою позицию в группе и повысит шансы повести за собой людей к правильной цели по оптимальному пути.
Подписывайся и будем на связи
Телеграмм-канал про менеджмент и не только - ссылка
Группа ВК - ссылка