Найти тему
Максим Бутин

1391. ФИЛОСОФСКАЯ КРИТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИРОНИЯ...

1. Критика сама по себе занимается полезным делом катарсиса, очищая предмет от наростов и каверн некритического его развития, некритического представления и некритического восприятия.

Философская критика занимается катарсисом идей. Идеи суть её предмет.

2. По Карлу Вильгельму Фридриху фон Шлегелю примерно тем же занимается художественная ирония. Притворное согласие, скрывающее насмешку, реально заставляет предмет двоиться и в этом трепыхании от одного края образа к другому предмет имеет возможность попасть в точку фокуса и стать пронзительно резким и чётким. Тем ирония и полезна.

Более развёрнуто ирония применительно к художественному тексту есть решение обратной задачи: от массы слов перейти к идее и замыслу, настроению творца и подлинному его стремлению. Попросту говоря, ирония пытается ответить на вопрос, адресованный автору: «Ты что сказать-то хотел?» Так что с философской критикой художественная ирония К. В. Ф. фон Шлегеля сходна по методу, но отлична по предмету.

3. И в философии, и в искусстве, и в науках о духе, в отличие от наук о природе, равномерно представлены и объект, и субъект. Тут нет естественнонаучного объективизма. Но как они представлены? И объект, и субъект не даны в своих субстанциях, они представлены в своих энергийных копиях. Рассуждая об идее, философ не тащит её на страницы своей книги так, что её по прежнему месту пребывания рано или поздно стали бы искать с полицией и служебными собаками... Субстанция идеи остаётся в неприкосновенности, остаётся непокусанной. И сам он субстанциально не представлен своей личностью в своём рассуждении. Но представлен энергийным образом. Примерно то же можно сказать о предмете художника и самом художнике. В произведении искусства синтезируются оба, но субстанциально не представлен там ни один из этих двоих.

Вот почему никакая критика и никакая ирония не касаются эмпирически ни эмпирического предмета изображения, ни эмпирического человека, изображающего предмет. Спутать прототип с образом лирического героя — дурная заслуга синкретизма неразвитого сознания.

2017.07.28.