Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян) родился 29 июля 1817 года в Феодосии. И большую часть своей жизни он провел в Крыму, на черноморском побережье. Отсюда такая его любовь к морю. Тонко чувствуя красоту морской стихии, он как никто другой умел передать её на своих полотнах.
Уже при жизни мастера распространилось выражение: «Достойно кисти Айвазовского!»
К художнику рано пришла слава превосходного мариниста. За свою шестидесятилетнею творческую деятельность Айвазовский написал порядка 6000 картин и большинство из них – это морские пейзажи.
Но есть у него и картины, на которых нет моря.
Предлагаю сегодня, в день рождения мастера прикоснуться и к этой стороне его творчества.
Украинские пейзажи
Крымская война 1853 года заставила художника покинуть родную Феодосию и переехать в безопасный Харьков.
«С душевным прискорбием мы должны были выехать из милого нашего Крыма, оставив все свое состояние, приобретенное своими трудами в продолжение пятнадцати лет. Кроме своего семейства, матушки 70 лет, должен был взять с собой и всех родных, мы и остановились в Харькове, как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни», – писал Айвазовский.
На Украине, которую художник называл Малороссией, он был вынужден писать пейзажи без моря. Здесь им была начата целая серия картин с изображением чумаков – перевозчиков соли.
Известно, что даже в этот период Айвазовский ездил в Севастополь, чтобы под бомбардировками писать морские бои. Но вице-адмирал Корнилов приказал ему покинуть осажденный город. Художник должен был вернуться к семье на Украину, в результате чего появилось несколько замечательных пейзажей.
К украинским мотивам художник обращался и в более поздних работах.
Горные пейзажи Кавказа и Закавказья
В 1868 году Иван Айвазовский путешествовал по Кавказским горам и Закавказью. В эту поездку он посетил и дагестанский аул Гуниб, в котором за десять лет до этого был пленен Шамиль. Художник был вдохновлен этой историей и красотой высокогорного Дагестана и сделал множество зарисовок. А по прибытии в Тифлис создал по своим наброскам 15 картин.
Нашлось место в творчестве художника и работам, посвященным армянской истории. Особенно часто он изображал на своих картинах гору Арарат. Интересно, что на некоторых из них он расписывался на армянском языке.
Картины Египта
На открытие Суэцкого канала в 1869 году Айвазовский прибыл в составе делегации Российской Империи. Он был приглашен не только, как известный маринист, но и как член Русского Географического общества. Во время этой поездки художник написал первые свои картины с видами Египта.
Позже он не раз возвращался к египетской теме и писал «по воспоминаниям», что умел делать мастерски.
«Человек, не одарённый памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движения живых стихий – неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта…», – считал Айвазовский.
Зимний пейзаж
Но особенно восхитительными, на мой взгляд, являются полотна Айвазовского с изображением зимы.
Выросшему на юге юноше очень сложно приходилось обитать во время обучения в зимнем Петербурге – он постоянно мерз.
Существует даже рапорт штаб-лекаря Оверлаха президенту Академии Оленину:
«Академист Айвазовский, был переведен несколько лет пред сим в Санкт-Петербург из южного края России и именно из Крыма, с самого пребывания его здесь всегда чувствовал себя нездоровым и многократно уже пользуем был мною в академическом лазарете, страдая, как прежде сего, так и ныне, грудною болью, сухим кашлем, одышкою при восхождении по лестницам и сильным биением сердца».
Но эти взаимоотношения с холодами не помешали художнику создать несколько просто волшебных зимних пейзажа.
Для своих зимних работ мастер использует различные оттенки белого, голубого, розового, серого и черного цвета.
Но даже работа, выполненная в черно-белых тонах, выглядит по-настоящему морозной.
Есть и зимний Петербург.
Это уже поздние работы знаменитого художника. Но существует и раннее произведение молодого Айвазовского, на котором изображен Петергоф без моря, но с фонтанами (без воды не обошлось).
Портреты
К портретному жанру Айвазовский обращался ещё реже, чем к «сухопутным пейзажам». И первым опытом в этом виде живописи стал портрет Александра Ивановича Казначеева, которого художник считал своим «вторым отцом».
Будучи феодосийским градоначальником, Казначеев велел разыскать того, кто портит в городе заборы и стены домов своими рисунками кораблей и моряков. Попавшийся 11-летний Ованнес был помилован Казначеевым со словами: «Рисуешь ты прекрасно, но почему на чужих заборах?». И в результате подарил юному художнику бумаги и краски, а позже способствовал его обучению.
Существует несколько автопортретов художника, а также портретов его близких и родных.
Старший брат Айвазовского Саргис (Габриэл) был выдающимся армянским просветителем, сначала монахом, а потом и архиепископом.
Вторая жена Айвазовского была почти на 40 лет его моложе и к 25 годам уже состоятельной вдовой. Но художник влюбился в неё с первого взгляда и, выждав положенное время после смерти её супруга, сделал ей предложение.
В январе 1882 года Анна Никитична Бурназян-Саркизова стала женой художника. Айвазовский, наконец, обрел свое семейное счастье на целых семнадцать лет.
«Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы потом воспроизводить её на картинах.
Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит тусклая...» – признавался Айвазовский любимой.
После смерти художника его Аннушка стала на 40 лет затворницей. Её похоронили рядом с Айвазовским в Феодосии в сквере армянской церкви Святого Саргиса, где их венчали.
Глядя на эти картины, можно сделать вывод, что мастер был способен писать практически всё.
«Для меня жить – значит работать», – писал Айвазовский.
Но сердце свое художник отдал морю.
Подписывайтесь на мой канал, будем вместе знакомиться с малоизвестными художниками и с малознакомой стороной творчества известных мастеров.