Иван Айвазовский – выдающийся маринист и не только. 27 картин художника, на которых нет моря

16K прочитали

Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян) родился 29 июля 1817 года в Феодосии. И большую часть своей жизни он провел в Крыму, на черноморском побережье. Отсюда такая его любовь к морю. Тонко чувствуя красоту морской стихии, он как никто другой умел передать её на своих полотнах.

Уже при жизни мастера распространилось выражение: «Достойно кисти Айвазовского!»

К художнику рано пришла слава превосходного мариниста. За свою шестидесятилетнею творческую деятельность Айвазовский написал порядка 6000 картин и большинство из них – это морские пейзажи.

Иван Айвазовский. Автопортрет. 1881. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея
Иван Айвазовский. Автопортрет. 1881. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея

Но есть у него и картины, на которых нет моря.

Предлагаю сегодня, в день рождения мастера прикоснуться и к этой стороне его творчества.

Украинские пейзажи

Крымская война 1853 года заставила художника покинуть родную Феодосию и переехать в безопасный Харьков.

«С душевным прискорбием мы должны были выехать из милого нашего Крыма, оставив все свое состояние, приобретенное своими трудами в продолжение пятнадцати лет. Кроме своего семейства, матушки 70 лет, должен был взять с собой и всех родных, мы и остановились в Харькове, как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни», – писал Айвазовский.

На Украине, которую художник называл Малороссией, он был вынужден писать пейзажи без моря. Здесь им была начата целая серия картин с изображением чумаков – перевозчиков соли.

Иван Айвазовский. Обоз чумаков. 1862. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея
Иван Айвазовский. Обоз чумаков. 1862. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея
Иван Айвазовский. Украинский пейзаж с чумаками при луне. 1869. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Иван Айвазовский. Украинский пейзаж с чумаками при луне. 1869. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Известно, что даже в этот период Айвазовский ездил в Севастополь, чтобы под бомбардировками писать морские бои. Но вице-адмирал Корнилов приказал ему покинуть осажденный город. Художник должен был вернуться к семье на Украину, в результате чего появилось несколько замечательных пейзажей.

Иван Айвазовский. Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. 1862. Холст, масло. Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. 1862. Холст, масло. Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. Закат солнца в Малороссии. 1863 Холст, масло. Николаевский областной художественный музей имени В. В. Верещагина, Николаев
Иван Айвазовский. Закат солнца в Малороссии. 1863 Холст, масло. Николаевский областной художественный музей имени В. В. Верещагина, Николаев

К украинским мотивам художник обращался и в более поздних работах.

Иван Айвазовский. Во время жатвы на Украине. 1883. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея
Иван Айвазовский. Во время жатвы на Украине. 1883. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея
Иван Айвазовский. Свадьба на Украине. 1892 Холст, масло. Феодосийская картинная галерея
Иван Айвазовский. Свадьба на Украине. 1892 Холст, масло. Феодосийская картинная галерея

Горные пейзажи Кавказа и Закавказья

В 1868 году Иван Айвазовский путешествовал по Кавказским горам и Закавказью. В эту поездку он посетил и дагестанский аул Гуниб, в котором за десять лет до этого был пленен Шамиль. Художник был вдохновлен этой историей и красотой высокогорного Дагестана и сделал множество зарисовок. А по прибытии в Тифлис создал по своим наброскам 15 картин.

Иван Айвазовский. Аул Гуниб в Дагестане. 1869. Холст, масло. Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. Аул Гуниб в Дагестане. 1869. Холст, масло. Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. Вид Тифлиса от Сейд-Абаза. 1868. Холст, масло. Частная коллекция
Иван Айвазовский. Вид Тифлиса от Сейд-Абаза. 1868. Холст, масло. Частная коллекция

Нашлось место в творчестве художника и работам, посвященным армянской истории. Особенно часто он изображал на своих картинах гору Арарат. Интересно, что на некоторых из них он расписывался на армянском языке.

Иван Айвазовский. Гора Арарат. 1885. Холст, масло. Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция
Иван Айвазовский. Гора Арарат. 1885. Холст, масло. Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция
Иван Айвазовский. Река Аракс и Арарат. 1875. Холст, масло. Частное собрание
Иван Айвазовский. Река Аракс и Арарат. 1875. Холст, масло. Частное собрание

Картины Египта

На открытие Суэцкого канала в 1869 году Айвазовский прибыл в составе делегации Российской Империи. Он был приглашен не только, как известный маринист, но и как член Русского Географического общества. Во время этой поездки художник написал первые свои картины с видами Египта.

Иван Айвазовский. Вечер в Каире. 1870. Холст, масло. Частное собрание
Иван Айвазовский. Вечер в Каире. 1870. Холст, масло. Частное собрание
Иван Айвазовский. Караван в оазисе. Египет. 1871. Холст, масло. Частное собрание
Иван Айвазовский. Караван в оазисе. Египет. 1871. Холст, масло. Частное собрание

Позже он не раз возвращался к египетской теме и писал «по воспоминаниям», что умел делать мастерски.

«Человек, не одарённый памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движения живых стихий – неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта…», – считал Айвазовский.
Иван Айвазовский. Великая пирамида в Гизе. 1878. Холст, масло. Частное собрание
Иван Айвазовский. Великая пирамида в Гизе. 1878. Холст, масло. Частное собрание
Иван Айвазовский. Сцены из каирской жизни. 1881. Холст, масло. Государственный музей русского искусства, Киев
Иван Айвазовский. Сцены из каирской жизни. 1881. Холст, масло. Государственный музей русского искусства, Киев
Иван Айвазовский. Пирамиды.1895. Холст, масло. Ярославский художественный музей
Иван Айвазовский. Пирамиды.1895. Холст, масло. Ярославский художественный музей

Зимний пейзаж

Но особенно восхитительными, на мой взгляд, являются полотна Айвазовского с изображением зимы.
Выросшему на юге юноше очень сложно приходилось обитать во время обучения в зимнем Петербурге – он постоянно мерз.
Существует даже рапорт штаб-лекаря Оверлаха президенту Академии Оленину:

«Академист Айвазовский, был переведен несколько лет пред сим в Санкт-Петербург из южного края России и именно из Крыма, с самого пребывания его здесь всегда чувствовал себя нездоровым и многократно уже пользуем был мною в академическом лазарете, страдая, как прежде сего, так и ныне, грудною болью, сухим кашлем, одышкою при восхождении по лестницам и сильным биением сердца».

Но эти взаимоотношения с холодами не помешали художнику создать несколько просто волшебных зимних пейзажа.

Иван Айвазовский. Зимний пейзаж. 1876. Холст, масло. Частное собрание
Иван Айвазовский. Зимний пейзаж. 1876. Холст, масло. Частное собрание

Для своих зимних работ мастер использует различные оттенки белого, голубого, розового, серого и черного цвета.

Иван Айвазовский. Зимний пейзаж. 1875. Холст, масло. Частное собрание
Иван Айвазовский. Зимний пейзаж. 1875. Холст, масло. Частное собрание
Иван Айвазовский. Зимний обоз в пути. 1857. Масло, Холст. Смоленская художественная галерея
Иван Айвазовский. Зимний обоз в пути. 1857. Масло, Холст. Смоленская художественная галерея

Но даже работа, выполненная в черно-белых тонах, выглядит по-настоящему морозной.

Иван Айвазовский. Мельница. 1874. Карандаш, тонированная бумага, темпера. Частное собрание
Иван Айвазовский. Мельница. 1874. Карандаш, тонированная бумага, темпера. Частное собрание

Есть и зимний Петербург.

Иван Айвазовский. Александр II на замерзшей Неве. 1890. Холст, масло. Частное собрание
Иван Айвазовский. Александр II на замерзшей Неве. 1890. Холст, масло. Частное собрание
Иван Айвазовский. Исаакиевский собор в морозный день. 1891. Холст, масло. Частное собрание
Иван Айвазовский. Исаакиевский собор в морозный день. 1891. Холст, масло. Частное собрание

Это уже поздние работы знаменитого художника. Но существует и раннее произведение молодого Айвазовского, на котором изображен Петергоф без моря, но с фонтанами (без воды не обошлось).

Иван Айвазовский. Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837. Холст, масло. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф
Иван Айвазовский. Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837. Холст, масло. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф

Портреты

К портретному жанру Айвазовский обращался ещё реже, чем к «сухопутным пейзажам». И первым опытом в этом виде живописи стал портрет Александра Ивановича Казначеева, которого художник считал своим «вторым отцом».
Будучи феодосийским градоначальником, Казначеев велел разыскать того, кто портит в городе заборы и стены домов своими рисунками кораблей и моряков. Попавшийся 11-летний Ованнес был помилован Казначеевым со словами:
«Рисуешь ты прекрасно, но почему на чужих заборах?». И в результате подарил юному художнику бумаги и краски, а позже способствовал его обучению.

Иван Айвазовский. Портрет А.И. Казначеева. 1847. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея
Иван Айвазовский. Портрет А.И. Казначеева. 1847. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея

Существует несколько автопортретов художника, а также портретов его близких и родных.

Иван Айвазовский. Автопортрет. 1874. Холст, масло. Уффици, Флоренция
Иван Айвазовский. Автопортрет. 1874. Холст, масло. Уффици, Флоренция

Старший брат Айвазовского Саргис (Габриэл) был выдающимся армянским просветителем, сначала монахом, а потом и архиепископом.

Иван Айвазовский. Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. 1883. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея
Иван Айвазовский. Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. 1883. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея

Вторая жена Айвазовского была почти на 40 лет его моложе и к 25 годам уже состоятельной вдовой. Но художник влюбился в неё с первого взгляда и, выждав положенное время после смерти её супруга, сделал ей предложение.

В январе 1882 года Анна Никитична Бурназян-Саркизова стала женой художника. Айвазовский, наконец, обрел свое семейное счастье на целых семнадцать лет.

«Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы потом воспроизводить её на картинах.
Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит тусклая...» – признавался Айвазовский любимой.

После смерти художника его Аннушка стала на 40 лет затворницей. Её похоронили рядом с Айвазовским в Феодосии в сквере армянской церкви Святого Саргиса, где их венчали.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея
Иван Айвазовский. Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея

Глядя на эти картины, можно сделать вывод, что мастер был способен писать практически всё.

«Для меня жить – значит работать», – писал Айвазовский.

Но сердце свое художник отдал морю.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850. Холст, масло. 221х332 см. Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850. Холст, масло. 221х332 см. Государственный Русский музей

Подписывайтесь на мой канал, будем вместе знакомиться с малоизвестными художниками и с малознакомой стороной творчества известных мастеров.