Найти тему
С-мысль

Времясбережение и целеполагание

Целеполагание
Целеполагание

Напомню, с чего всё начиналось. Времясбережение – это управление собой, окружающими, своим поведением и восприятием, направленное на повышение эффективности жизни.

В предыдущих статьях были определены следующие направления времясбережения:

· Удлинение деятельной жизни

· Эффективное целеполагание

· Эффективное времяпользование

· Поручение, как времясбережение

· Восприятие времени и работа с памятью

Сегодня предлагаю поговорить о выборе эффективного целеполагания. Сразу договоримся, что целеполагание человека – это совокупность жизненных целей, задач, ориентиров, которые человек перед собой ставит, которых придерживается и к которым стремится. Это не распорядок жизни, или повседневные действия, а несколько более глобальный план, который включает краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели.

Кто-то мне скажет: а как же спонтанность, как же «жить надо в кайф», «живём один раз» и сакральное «никогда не откладывай на завтра то, что можно съесть сегодня»? Да. Такое «целеполагание», как жизнь одним днём, тоже есть. Но оно означает отказ от среднесрочного и долгосрочного планирования с соответствующими последствиями, которые красочно описаны в классической басне «Стрекоза и Муравей».

Зачем нужно целеполагание, что оно даёт? Если коротко, экономит нам время, позволяя не блуждать кругами по «лесу жизни», не топтаться на месте, а выбирать наиболее подходящий путь. Как уже говорилось в предыдущей статье по времясбережению, жизнь без плана и цели превращается в существование, дожитие.

Ну хорошо, скажете, допустим иметь цель в жизни действительно неплохо и бывает даже полезно. Но как её найти для себя? Об этом я уже писал подробно, потому отвечу вкратце. У человека есть два основных способа обрести смысл и цель в жизни. Первый – тот, который диктует нам природа и это борьба со смертью, устремлённая в будущее (а это и устройство быта, поиск любимого человека и выстраивание семьи, появление и воспитание детей). Второй – это как раз целеполагание, тот выбор цели, который диктуют нам наш разум, способности, либо внешние источники. В норме, одно не мешает другому, наоборот, поддержка семьи во многом помогает реализовывать личные цели, которые гораздо труднее достичь в одиночку.

Поэтому логичным шагом выглядит встройка личного целеполагания в своё «природное предназначение». Только имея за спиной надёжный тыл, а под ногами крепкий фундамент, можно приступать к строительству чего-то большого и капитального.

При этом главное, не пойти по иному пути, установив себе ложное целеполагание. Что это такое? Если коротко, это целеполагание, буквально пожирающее наше время. Прекрасным примером будет навязываемая нам повсеместно «культура потребления», в которой жизнь строится, как цепочка приобретений, от новых штанов к смартфону, машине, квартире и так далее по спирали со всё возрастающей стоимостью. Нужно понимание, что ложность целеполагания не в вещах, как таковых, а в навязчивом стремлении к ним, к обладанию чем-то новым и чем дальше, тем больше. Человек-потребитель вовлекается в бесконечную гонку со всё возрастающими затратами как ресурсов, так и времени. Это относится не только к вещам, но и к любому самоцельному потреблению, сознательному, либо неосознанному: играм, фильмам, сериалам, соцсетям, даже туризму. К сожалению, большинство людей склонны растрачивать своё время на потреблении, не осознавая того, что в их жизни происходит подмена истинного наполнения жизни ложным.

Короткий пример. Нам говорят, что покупка новой одежды положительно влияет на самооценку, повышает настроение, помогает раскручивать экономику. Хорошо же? Да, на пару дней «заряда» положительных эмоций хватит, потом новинка обнашивается и приедается, а глаза уже высматривают в витрине смартфона новую цель. Мы ведём себя, как дети, которые получив новую игрушку и поиграв с ней несколько дней, начинают хотеть и просить чего-то нового. И так далее, по кругу…

На самом деле, чем больше мы имеем, тем меньше ценим нажитое и тем больше хотим чего-то новенького. Но выход из этого круга есть. Для этого из модели потребления нужно перейти к модели созидания. Не потреблять сверх того, что действительно необходимо. Вкладывать ресурсы в саморазвитие себя и окружающих. Совершенствовать навыки. Создавать нечто новое.

Чтобы был повод гордиться не новой шмоткой, а реальным достижением или творением. Что намного качественней поднимет самооценку, настроение и экономику вместе взятые.

Самый короткий путь к такому целеполаганию и самореализации – поиск своего призвания, той области, что обеспечит результат с наименьшими затратами сил, времени и наибольшим удовольствием от процесса. Да, не все могут стать учёными, поэтами-музыкантами или инженерами-строителями, вести своё дело, овладеть ремеслом. Но любой из нас в норме может стать родителем, а затем отыскивать, развивать и реализовывать таланты своих детей. И гордиться ими и их успехами.