Найти тему

Экономный. Экологичный. Электрический

Известно, что газоперекачивающие агрегаты, задающие движение голубого топлива по магистральным газопроводам, комплектуются в основном двумя типами двигателей – газотурбинными и электрическими. Первые применяются наиболее массово, тогда как вторые составляют на компрессорных станциях ПАО «Газпром» менее 20 процентов, и в основном это уже достаточно возрастные машины. Однако электропривод рано сбрасывать со счетов. Энергетическая политика государства сегодня заставляет нашу отрасль становиться все более экономной к потреблению ресурсов и экологически нейтральной. А в этом плане у электрического ГПА просто нет равных.

Один из компрессорных цехов КС-5. Здесь, как и на других электроприводных станциях трассы, исправно трудятся «старички» СТД-12500
Один из компрессорных цехов КС-5. Здесь, как и на других электроприводных станциях трассы, исправно трудятся «старички» СТД-12500

О том, как такие агрегаты внедрялись на нашей трассе, о их преимуществах и перспективах мы поговорили с главным энергетиком предприятия Андреем Жеребцовым.

Главный энергетик ООО «Газпром трансгаз Сургут» Андрей Жеребцов
Главный энергетик ООО «Газпром трансгаз Сургут» Андрей Жеребцов

«Золотой век» электропривода

Интересно, что перспективность электропривода разглядели еще во времена СССР, в 60–70-е годы прошлого века – в то самое время, когда начали массово строиться протяженные газовые магистрали. Один из главных его плюсов видели в том, что он, в отличие от газотурбинного, не расходует природный газ, который перекачивает; тогда как газовые турбины сжигают до 15% транспортируемого по трубе топлива. Считалось, что нужно вводить как можно больше электроприводных цехов везде, где есть такая возможность, где имеются доступные и мощные источники энергии. На этот счет даже было соответствующее постановление правительства.

Наша газовая магистраль «Уренгой – Челябинск» проектировалась с учетом этих требований, именно поэтому наряду с газотурбинными у нас имеются и электроприводные цеха. Причем нетрудно заметить, что они в определенном порядке чередуются. Как объясняет Андрей Жеребцов, это связано с наличием доступных на тот момент источников электроэнергии в регионе, а также со стремлением сделать функционирование газопровода более надежным, обеспечив переменный режим работы газотурбинных установок и электродвигателей.

– Здесь учитывалось многое: существующие технические и технологические решения, обеспечение оптимальных технических и экономических показателей; наличие, уровень и перспективы развития региональных энергетических систем. И, на мой взгляд, принятые решения на момент их реализации были весьма оптимальными, – говорит он.

КС «Аганская» была первой

– История эксплуатации электропривода на нашем предприятии начинается с 1979 года, когда на КС-3 «Аганская» были установлены первые электроприводные агрегаты. Линии электропередачи к ней протянули из Сургута, который расположен относительно недалеко и является мощнейшим энергогенерирующим узлом.
В 1980 году были введены в эксплуатацию аналогичные компрессорные цеха на КС-5 «Южно-Балыкская», КС-9 «Тобольская» и КС-11 «Богандинская», а в 1981 году – на КС-7 «Демьянская», – рассказывает Андрей Леонидович.

КС-3 «Аганская» – самая первая электроприводная станция на нашей трассе и самая северная. Дальше, на территорию ЯНАО, электропривод не продвинулся по вполне понятным причинам.

– Учитывая высокую мощность электропривода ГПА, компрессорные станции с электроприводными цехами располагают только в районах с достаточно развитой системой электроэнергетики. Логично, что данные системы находятся вблизи от мощных ГРЭС, ТЭЦ и т.д. Чего нельзя сказать о районах Крайнего Севера, которые на момент строительства компрессорных станций не располагали мощными узлами электрогенерации, – объясняет Андрей Жеребцов.

Любопытно, что в 1983 году, когда основная часть газопровода от Вынгапура до Челябинска была уже готова и работала, в сургутской газете «К победе коммунизма» вышла заметка, в которой рассказывалось о дальнейших перспективах применения электроприводных ГПА в наших местах. Журналист писал о том, что в Ленинграде разрабатывается новая модель мощного электродвигателя (25 МВт), который в будущем найдет широкое применение на газовых трассах Тюменского Севера, где уже скоро будет выстроено несколько ГРЭС.

Эти планы так и не воплотились в жизнь. Но сегодня с учетом проекта «Сила Сибири – 2» и перспектив строительства новых ниток к ним можно было бы снова вернуться.

Идет замена кабельных линий электроприводного цеха на КС-9 (2017 год). Питание агрегатов должно быть надежным и бесперебойным
Идет замена кабельных линий электроприводного цеха на КС-9 (2017 год). Питание агрегатов должно быть надежным и бесперебойным

Старый добрый СТД-12500

– Все электроприводные цеха ООО «Газпром трансгаз Сургут» оснащены двигателями одной модели – СТД-12500, который был спроектирован во второй половине 1960-х годов, – говорит Андрей Жеребцов. – На сегодняшний день у нас насчитывается 64 ГПА с данным приводом. Что можно сказать об этой машине? С точки зрения надежности и принятых технических решений это весьма качественный и опережающий свое время проект.

Данный электродвигатель отличается значительным запасом прочности и высокой ремонтопригодностью, что подтверждается его более чем 40-летней эксплуатацией в Обществе.

Примечательно, что СТД-12500 до сих пор производится, его изготавливают в городе Лысьва на заводе ООО «Электротяжмаш-привод».

Вообще же, если говорить об электроприводе в целом, его главные преимущества заключаются в том, что он сравнительно надежен и долговечен, обладает большим моторесурсом, может похвастать высоким КПД и мощностью, пожаробезопасностью и экономичностью. Ну и конечно, электроприводные ГПА более экологичны по отношению к газотурбинным. Их основным недостатком является слабая адаптация ГПА к переменным режимам работы газопровода, причина тому – постоянная частота вращения ротора электродвигателя. Однако этот минус можно нивелировать частотно-регулируемым преобразователем.

Эксплуатируя, модернизируем

– Частотно-регулируемый преобразователь, объединяющий в себе выпрямитель и инвертор, позволяет менять частоту напряжения и тем самым плавно регулировать параметры вращения двигателя. Его достоинства очевидны: это снижение электропотребления, увеличение срока службы оборудования, повышение КПД и большая точность управления процессами, – объясняет Андрей Жеребцов.

По его словам, активное внедрение частотных преобразователей на объектах ООО «Газпром трансгаз Сургут» началось еще в 1990-е годы. Сегодня они применяются на электроприводах обдува двигателей ГПА, приводах насосов агрегатов, котельного оборудования, систем водоснабжения, электроприводах вентиляторов АВО газа.

Электрооборудование объектов Общества постепенно заменяется на более современное и энергоэффективное
Электрооборудование объектов Общества постепенно заменяется на более современное и энергоэффективное

Кстати, с недавнего времени наши специалисты внедряют частотные преобразователи и на электроприводах АВО масла, и данная работа продолжается. То есть можно сказать, что парк электрооборудования Общества постоянно модернизируется, становится более современным, надежным и энергоэффективным.

– Развитие науки позволяет совершать прорывные открытия, а значит, разрабатывать передовые технологии, создавать новые материалы и производить более высокотехнологичное, энергоэффективное и надежное оборудование, которое в свою очередь дает возможность успешно решать в том числе и вопросы снижения энергопотребления при сохранении требуемых технологических и технических параметров, – продолжает Андрей Леонидович.

По его словам, в Обществе постоянно ведется работа по обеспечению оптимальной загрузки существующих мощностей, проводятся эксплуатационные испытания нового оборудования с повышенными энергетическими характеристиками, выявляются и устраняются «узкие места» на объектах энергохозяйства. Большое внимание уделяется и электрическим сетям.

– Сети электроснабжения можно сравнить с артериями человеческого организма: от их состояния непосредственно зависит надежность работы как объектов основного технологического режима транспорта газа, так и систем жизнеобеспечения. Соответственно, указанному направлению мы уделяем особое внимание. Так, за последние пять лет на предприятии заменено свыше 90 километров кабельных и воздушных линий, – говорит он.

Проходит время и то оборудование, которое уже имеет значительный физический износ и не соответствует современным требованиям, ремонтируется комплексно. Единственными несменяемыми «ветеранами» в энергохозяйстве предприятия остаются те самые богатыри-электроприводы, 12,5-мегаваттные СТД-12500. На вопрос, придут ли им на смену более современные и мощные машины и, вообще, будет ли расширяться электроприводный парк ГПА, Андрей Жеребцов отвечает:

– Сказать сложно. Замена любого оборудования целесообразна при наличии апробированных решений с более высокими техническими, энергетическими, экологическими характеристиками и рядом других параметров.

В плане современных отечественных регулируемых электроприводов большой мощности, сопоставимой с мощностью эксплуатируемых в Обществе либо выше и превосходящих по характеристикам, на сегодняшний день на рынке не присутствуют. Хотя разработки в данном направлении активно ведутся.

Но в одном можно быть точно уверенным, – заключает он, – электропривод в обозримой перспективе не потеряет своей актуальности. Он был и остается важнейшим источником механической энергии в газовой отрасли.

Дмитрий Карелин