Вряд ли вы задавались вопросом, почему памятник М.И. Глинке стоит именно в том месте, где он стоит. Почему его воздвигли, например, не в центре сквера Блонье, а на его краю, с восточной стороны? Ответ на этот вопрос кроется в истории создания монумента великому русскому композитору.
Дело в том, что сама идея водружения памятника М.И. Глинке в Смоленске принадлежит смоленскому дворянству. Она появилась в конце 1860-х годов. В 1870 году смоленскому губернатору Н.П. Бороздне было подано заявление за подписью 108 дворян об «исходатайствовании Высочайшего разрешения» на открытие по всей России подписки на сооружение в Смоленске памятника М.И. Глинке и об учреждении комитета для принятия пожертвований. 8 августа 1870 года император Александр II ответил согласием на ходатайство смоленского дворянства, объявил об открытии сбора добровольных пожертвований, назначил конкурс на проект памятника и разрешил учредить комитет для сбора пожертвований.
Комитет был составлен из смоленских дворян под председательством губернского предводителя дворянства. Таким образом, от начала сбора средств на сооружение памятника М.И. Глинки до его установки прошло долгих 15 лет. Так как инициатива сооружения памятника и сбор средств на него были делом смоленского дворянства, то и поставлен он был рядом со зданием Смоленского губернского дворянского собрания, прямо напротив его центрального входа.
Пьедестал для памятника М.И. Глинке сооружался осенью 1884 году. Над ним работали 12 камнетесов из известнейшей московской мастерской Кампиони, основанной итальянским скульптором Сантино Кампиони (1774-1847). После смерти отца мастерскую возглавил его сын Николай. Об уровне профессионализма мастерской говорит то, что ее мастера занимались отделкой Большого Кремлевского дворца, создав интерьер Георгиевского зала, а также отделкой фасадов Храма Христа Спасителя.
Камнетесы изготовили для основания памятника Глинке 44 каменные плиты, которые были уложенные в виде квадрата, каждая сторона шириной 5 аршин (3,55 м), затем второй уровень в виде меньшего квадрата, а затем и третий, еще меньшего, здесь уже была положена сплошная плита. В результате получились две ступени. На верхней площадке был установлен собственно сам пьедестал из камня лабрадор. Высота всего пьедестала от земли до статуи составляет 5 аршин (3,55 м), а вместе со статуей – 8 аршин (5,68 м).
Памятник композитору Глинке интересен тем, что окружающая его решетка известна не менее, чем сам монумент знаменитому композитору. И есть с чего уделять ей такое внимание! Решетка была изготовлена К.И. Винклером по проекту архитектора И.С. Богомолова в 1886 году. 10 октября она была выставлена на всеобщее обозрение в Петербурге в фехтовальном зале Главного Адмиралтейства, а 23 октября установлена уже в Смоленске вокруг самого памятника. Газета «Смоленский вестник» в те дни писала: «Первые дни у решетки толпилось много народу».
Чем же известны авторы знаменитой решетки? Иван Семенович Богомолов (1841-1886) – русский архитектор, академик Императорской Академии художеств, автор проекта пьедестала памятника А.С. Пушкину скульптора А.М. Опекушина на Пушкинской площади г. Москвы. Карл Иванович Винклер (1845-1900) – инженер, основатель и владелец «Художественно-строительно-слесарного завода К.И. Винклера» в Санкт-Петербурге, разрабатывавшего и изготавливающего кованые ограды, ворота, навесы, перила мостов и лестниц, ограждения балконов, крыш и т.п. Внес значительный вклад в художественно-архитектурное оформление зданий и сооружений Санкт-Петербурга в конце XIX – начале XX вв., поставщик Двора Его Императорского Величества.
Хорошо известно, что каждая сторона решетки сделана из шести позолоченных нотных линеек, на которых помещены фрагменты нотных записей 24 музыкальных произведений Глинки. Посредине каждой из сторон решетки расположены медальоны с надписями, выполненные сложным, ломаным шрифтом. Прочитать большинство этих надписей далеко непросто. Немудрено, что даже знатоки истории Смоленска вряд ли вчитывались в эти витиеватые слова.
Итак, прочитаем эти таинственные надписи (отображены на фото). На лицевой стороне решетки в медальоне помещена надпись «Глинке». На противоположной стороне, в медальоне, украшенном всевозможными музыкальными инструментами, располагалась надпись, в которой перечислялись произведения М.И. Глинки: «Жизнь за Царя», «Руслан и Людмила», «Князь Холмский», «Камаринская», Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Романсы», «Церковные хоры».
Внимательный читатель обнаружит, что на современной фотографии этой стороны решетки обнаруживается расхождение с первоначальной надписью. Дело в том, что в 1954 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения М.И. Глинки, была проведена реставрация решетки и в соответствии с идеологическими установками того времени проведена замена политически неверного названия оперы на «правильное». Так, вместо «Жизни за Царя» на решетке и пьедестале памятника появилось другое название знаменитой оперы – «Иван Сусанин». Эту историю в сборнике «Неизвестное об известных» (Смоленск, 2003) рассказал смоленский историк, профессор Д.И. Будаев, в то время работавший директором Смоленского областного музея и бывший членом юбилейного оргкомитета. Сам Дмитрий Иванович, как и ряд членов оргкомитета, были против замены названия оперы на памятнике, но политическая конъюнктура возобладала, и исторический монумент был «отредактирован».
Хорошо, что члены оргкомитета не вчитывались в другие надписи!
По правую сторону от лицевой стороны, в медальоне помещены слова: «Император Александр II, августа 8-го, 1870 г., повелел поставить памятник Глинке, по мысли смоленских дворян: А.А. Гернгросса, Н.Е. Криштафовича, И.Н. Тулубьева и А.П. Энгельгардта».
По левую сторону от лицевой стороны, в медальоне: «В царствование Императора Александра III воздвигнут памятник Глинке на приношение России. Открыт 20-го мая 1885 г. при губернском предводителе дворянства кн. Г.В. Оболенском».
Стоит пояснить, какие же дворяне упомянуты на решетке памятника Глинке. Гернгросс Александр Александрович – предводитель губернского дворянства в 1871-1874 гг. и смоленский уездный предводитель дворянства в 1874-1882 гг., Криштафович Николай Егорович – предводитель губернского дворянства в 1859-1861 гг., князь Оболенский Георгий Васильевич – предводитель губернского дворянства в 1880-1886 гг., Энгельгардт Александр Платонович – городской голова Смоленска в 1877-1890 гг., Тулубьев Иван Николаевич – правитель канцелярии смоленского губернатора, один из двух директоров дирекции Императорского Русского музыкального общества в Смоленске, хормейстер Смоленского отделения Императорского Русского музыкального общества. Все эти лица входили в комитет по сооружению памятника М.И. Глинке в Смоленске.
О каждом из удостоенных чести быть запечатленным на решетке памятника М.И. Глинке стоило бы узнать поподробнее. Это задача для смоленских историков, ведь биографические очерки этих людей пока не написаны. Исключение составляет городской голова А.П. Энгельгардт, в доме которого ныне размещается Дворец бракосочетания г. Смоленска.
Автор: Юрий Шорин
Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.