Цифровизация экономики является глобальным процессом, который затрагивает все общество, трансформируя экономические и социальные стороны жизни. События последних лет ускоряют процессы внедрения цифровых технологий в сфере государственного управления России. Появляются новые услуги, алгоритмы работы и критерии оценки труда.
Вызовы нашего времени не обходят стороной сферу таможенного дела. В 2023 году профессионалы в этой отрасли, помимо знаний о законах и процедурах, должны владеть специализированным логистическим программным обеспечением, быть способными управлять интеллектуальными пунктами пропуска и т.д. О состоянии и перспективах развития информационных технологий в системе таможенного контроля рассказала директор института внешнеэкономической безопасности и таможенного дела РУДН, доктор экономических наук, доцент Татьяна Сауренко.
Автоматизация процессов
Развитие новых технологий и интенсивная цифровизация позволяют автоматизировать многие административные процессы в работе Федеральной таможенной службы (ФТС), что имеет особое значение в условиях перестройки логистических цепочек и усиливающегося санкционного давления. Применение IT-технологий повышает результативность таможенного контроля, а также позволяет оптимизировать рабочую нагрузку, структуру таможенных органов и более рационально использовать средства на их содержание.
В последние годы реализована Комплексная программа развития ФТС России до 2020 года, благодаря которой было создано 16 территориально распределенных центров электронного декларирования (ЦЭД), заменивших более чем 600 мест таможенного оформления. Около 30% деклараций на товары выпускается автоматически, без участия сотрудника, что существенно сокращает время оформления (примерно до 4 минут).
Создана и постоянно развивается Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС), задача которой обеспечить прозрачность и высокую скорость информационного обмена для участников внешнеэкономической деятельности. Ее использование позволяет реализовывать возложенные на ФТС России функции и полномочия в области таможенного дела, предоставлять государственные услуги, а также выполнять функции и задачи, обеспечивающие деятельность ведомства в соответствии с правовыми нормами ЕАЭС и законодательством РФ.
На платформе интегрированной информационной системы ЕАЭС осуществляется информационное взаимодействие таможенных служб посредством реализации общих процессов в ЕАЭС. ФТС России круглосуточно работает в режиме онлайн, так как таможенный кодекс ЕАЭС регламентирует время таможенного оформления (в течение 4 часов).
На основе данных за 2017–2021 годы можно сделать вывод о том, что автоматизация процессов улучшила результаты деятельности службы — более чем на 60% возросли таможенные отчисления в бюджет страны.
Стратегия развития
Успешно реализованная Комплексная программа развития ФТС России до 2020 года стала основой для Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Фактически в ней также ставится цель всеобъемлющего применения информационных технологий в таможенных операциях. Последовательно и поэтапно должна быть воплощена концепция «интеллектуальной таможни». Внедрение искусственного интеллекта (ИИ), анализ Big Data, дальнейшая автоматизация таможенных процессов направлены на совершенствование государственной службы и повышение качества коммуникации участников внешнеэкономической деятельности.
Важным фактором развития ФТС России является активное участие в проектах в рамках цифровой повестки ЕАЭС. Одним из них является цифровая прослеживаемость движения товаров в ЕАЭС, другим — электронная торговля, призванная обеспечить формирование нормативно-правовой базы ЕАЭС в сфере регулирования электронной торговли и безбарьерное перемещение товаров в рамках электронной торговли в ЕАЭС.
К 2030 году пункты пропуска на границе должны стать единой информационной системой, где будут собираться и анализироваться данные средств таможенного контроля: инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля и т.д. Такой интеллектуальный пункт пропуска должен быть оснащен системами электронной очереди, оперативного контроля и управления, которые обеспечат бесперебойное движение товаров.
Риски цифровизации
С ростом темпов внедрения высоких технологий возрастают и риски, основные из которых связаны со сбоями в работе информационных систем. Для обеспечения непрерывности их работы в Твери создан главный центр обработки данных, поступающих от таможенных органов. Здесь применено техническое решение, которое позволит осуществлять техническую поддержку и обслуживание любой из подсистем без остановки комплекса в целом.
Важно отметить, что, являясь объектами критической информационной инфраструктуры, в настоящее время сервисы ФТС ежедневно подвергаются кибератакам (в среднем 3–4 раза в день). С одной стороны, это так называемые DDoS-атаки, связанные с повышенной нагрузкой на сервера из-за неконтролируемых запросов, а с другой, направление вредоносных вложений с загружаемыми в систему документами или по электронной почте.
Принимаются дополнительные технические и организационные меры, позволяющие противостоять угрозам. Так, в настоящее время решается задача по переводу IT-структуры ФТС России на отечественное ПО, в соответствии с указом Президента о запрете использования иностранного ПО на объектах критической информационной инфраструктуры. ФТС России уделяет большое значение развитию технологий информационной безопасности.
Требования к таможенникам
Одновременно с цифровой трансформацией таможенного дела стоит задача кадрового обеспечения таможенных подразделений высококвалифицированными специалистами. Внедрение IT-технологий требует от сотрудников дополнительных знаний в области Big Data и искусственного интеллекта. Профессионал своего дела должен уметь пользоваться информационными системами и ресурсами, новейшими техническими средствами контроля и наблюдения. Изменение роли и положения современного таможенника актуализирует такие личные качества, как способность к оперативной адаптации, дополнительному обучению, переподготовке в условиях изменяющихся процессов таможенного администрирования.
Неизменными, в свою очередь, остаются высокие требования к моральным и психологическим качествам специалиста: осознание важности защиты интересов государства, принципиальность и стрессоустойчивость.