Найти тему

Greta Van Fleet: «Цель состоит в том, чтобы донести идею, бросить вызов людям, праздновать, реализовывать и исцелять» (статья/интервью 2023)

Кто такие Greta Van Fleet? Чтобы найти ответ, мы отправились в Нэшвилл, чтобы встретиться с группой и выяснить, почему то, что мы считали простым вопросом, на самом деле окутано иллюзиями и двойственностью нашего «я»… и наслаждением разрывать всё подряд.

Недалеко от оживлённой улицы, рядом с ещё более оживлённым шоссе в восточном Нэшвилле есть очень тихая дорога, которая ведёт к промышленному парку. Две полосы больших белых зданий, все с парковочными площадками, тянутся вдоль указанной дороги, и солнце палит на её выцветший, потрескавшийся асфальт. Припаркованные автомобили, транспортные контейнеры, коммерческие мусорные баки и металлические скипы заполняют часть пространства между рядами зданий, но оно всё равно кажется огромным, и здесь достаточно места для проезда автомобилей. Как ни странно, на зданиях почти нет вывесок, а это значит, что нет никакой подсказки относительно того, что это за здания. И они выглядят чересчур нормальными, как будто всё это прикрытие для какой-то нераскрытой правительственной операции, где проводятся вскрытия тел инопланетян в подземных лабораториях, или, возможно, секретной лаборатории по производству метамфетамина в стиле сериала «Во все тяжкие».

Так уж получилось, что внутри одного из этих гигантских, невзрачных зданий готовится что-то особенное, но в этом нет ничего зловещего или внеземного. Скорее всего, именно здесь Greta Van Fleet – близнецы Джош и Джейк Кишка (вокал и гитара соответственно), их младший брат Сэм (бас) и барабанщик Дэнни Вагнер, репетировали перед своим предстоящим мировым турне, реализовывая ту версию вселенной, которую они создали в песнях своего нового альбома Starcatcher. Их студия не отражает эстетику альбома, в отличие от расположенного неподалеку магазина звукозаписей, где на стенах красуются произведения искусства, чему все участники группы явно рады. Тем не менее, вокруг этих четырёх парней царит аура, которая, безусловно, соответствует потустороннему, анахроничному, фэнтезийному оформлению их песен. Даже разговаривая с ними и, в частности, с Джошем, чей акцент заметно англицизирован, возникает ощущение, что они откуда-то издалека, из своего рода Средиземья в стиле Толкина, а не из настоящего, которое сгорает от сильной жары в штате Теннесси.

-2

В то же время они также кажутся по-настоящему восхитительными людьми, которые, несмотря на то, что в последние годы стали одной из крупнейших рок-групп в мире, по-прежнему очень весело проводят время. Мало того, что группа, которая образовалась во Франкенмуте, штат Мичиган, в 2012 году и переехала в Нэшвилл в 2020 году, получила «Грэмми» и премию iHeartRadio за свою относительно короткую карьеру, но и их дебютный альбом Anthem Of The Peaceful Army 2018 года занял третье место в чарте Billboard (и 12-е место в Великобритании), в то время как его продолжение The Battle At Garden’s Gate 2021 года достигло седьмого места в США и восьмого в Великобритании. У них также есть изрядная доля знаменитых поклонников – от Элтона Джона до Роберта Планта. Всё это говорит о том, что в течение некоторого времени за ними наблюдало множество людей, и с появлением альбома Starcatcher их число будет только увеличиваться. И всё же, как только включается диктофон, они без стеснения шутят о вещах, которые группы их уровня обычно не стали бы обсуждать…

«Не приставайте к нам!», – шутит Сэм, как только мы включаем запись.

«А как насчёт нацистского золота, на которое мы наткнёмся?», – хихикает Джош, и все смеются. В течение следующего часа раздаётся много шуток, как будто какой-то конвоир, который должен быть готов к профессиональному собеседованию, немедленно сливается с него. Есть также много сюрреалистических отступлений, поскольку они неожиданно исследуют странные темы для разговора, например, космических пиратов, но в конечном счёте они выглядят как четверо нормальных молодых людей. Итак, это четверо нормальных, но эксцентричных молодых людей – братья и лучшие друзья, которым нравится стирать грань между реальностью и фантазией, между тем, кто они есть в реальной жизни, и тем, кем они являются на сцене, и которые каким-то образом довели до совершенства искусство быть всем этим одновременно.

И которые также любят встревать в речь друг друга, как взволнованные дети.

«Когда ты выходишь на сцену, – говорит Джейк, – я думаю, что ты олицетворяешь истории, которые рассказываешь, и как только мы выходим, мы становимся рассказчиками».

«Было бы неуместно, – встревает Джош, прежде чем его близнец успевает закончить фразу, – появляться, как фронтмен этой группы, в своём нижнем белье. Хотя это было бы забавно. Но это ответственность артиста, в то время как, знаете, у людей за авансценой, за сценой, за занавесом, у артистов и писателей, всё немного по-другому. Я думаю, ты больше похож на обычного человека, если тебе хочется это так называть».

«Это то самое противопоставление и двойственность, – говорит Дэнни, – между процессом создания истории и её повествованием, когда ты выходишь на сцену».

«И это также окружающая обстановка, – добавляет Джош. – Я бы чувствовал себя действительно глупо, если бы сидел здесь в спортивном костюме».

«Он лжёт! – смеётся Сэм. – Он бы не чувствовал себя глупо. Он делает это постоянно!».

«Тем не менее, это интересно, – говорит Джейк, внезапно придавая разговору оттенок задумчивой серьёзности. – Это традиция столь же древняя, как шекспировский или даже римский театр. Все наряжались и рассказывали истории на сцене на протяжении тысячелетий, и это просто часть этой традиции».

Понятие двойственности, которое обсуждает группа, особенно уместно, учитывая, что альбом Starcatcher исследует другую двойственность – противопоставление фантазии и реальности, а также контраст между светом и тьмой. Это альбом через созданную им вселенную задаёт вопросы о природе этой вселенной и нашем существовании в ней. Он создан на фундаменте, заложенном в темах предыдущей пластинки The Battle At Garden’s Gate. Этот релиз также заметно меняет звучание коллектива и позволяет увидеть, как они превращаются из группы, которая (по уважительной причине) не смогла избежать сравнений с Led Zeppelin, в самостоятельный продукт.

Несмотря на полярность тем альбома, а также дихотомию между тем, кем группа является на сцене, и тем, кем она не является, Greta Van Fleet по-настоящему обрела себя на альбоме Starcatcher, как в плане творчества, так и вне его. Действительно, менее чем за месяц до этого интервью Джош выступил как член сообщества ЛГБТК+, объявив, что он состоит в «любовных однополых отношениях» в течение восьми лет. Условием интервью является то, что по этому поводу не задается никаких вопросов, поскольку Джош считает, что в своём первоначальном заявлении он сказал всё, что нужно было сказать. Яркость группы на сцене, так и их «обычной» одежды (которая всё ещё относительно экстравагантна), безусловно, имеет больший вес и важность с момента этого заявления Джоша, особенно в таком штате, как Теннесси, губернатор которого Билл Ли подписал законопроект о запрете медицинского обслуживания несовершеннолетних трансгендеров с учётом гендерных факторов и новый закон, запрещающий публичные выступления трансвеститов.

-3

Несмотря на то, что звучание группы изменилось с появлением этого альбома, их яркие наряды по-прежнему отсылают к таким рок-богам, как Queen и Led Zeppelin, и являются высшим, необузданным самовыражением. В наши дни – это не то, что многие рок-группы делают в такой степени, но Greta Van Fleet не боится подчинить себе эстетику и с гордостью нести её вперёд, в 21-й век. Конечно, в самом непосредственном смысле сценические костюмы – это просто продолжение музыки и вселенной, которую она создаёт. На самом деле, всё это во многом неразделимо и предназначено для того, чтобы объединяться в полную силу всякий раз, когда группа выходит на сцену, чтобы они могли отплатить толпе, которая так много дала им за последнее десятилетие или около того.

«Нам нравится развлекать себя тем, что мы можем создавать различные сочетания, которые неизбежно меняются от вечера к вечеру, – говорит Джош, – так что к концу тура публика в конечном итоге оказывается в совершенно другом месте. Цель, я думаю, состоит в том, чтобы донести идею, бросить вызов людям, праздновать, реализовывать и исцелять. И развлекать. Это тоже немаловажно, потому что в этом есть небольшой элемент эскапизма [1], когда ты участвуешь в подобном шоу, ты хочешь переместится куда-нибудь далеко. Когда наши зрители приходят на шоу, они действительно готовы подбадривать, потому что доверяют вам. Они действительно готовы позволить вам перенести их или отвезти куда-нибудь».

-4

«На каждом концерте что-то меняется, – говорит Сэм более лаконично, – но мы всегда, чёрт возьми, разрываем».

«Да! – гремит Джош. – Для тех из вас, кто не видел Greta Van Fleet и не слышал нас, вы выйдете отсюда с двумя мыслями: «Вау, этим парням действительно нравится экстравагантно одеваться» и «вау, этим парням действительно нравится разрывать сцену». И мы это делаем! Это приятное ощущение. Это действительно помогло мне справиться со всеми этими неразрешёнными детскими травмами».

Он шутит или как? В любом случае, его заявление поднимает важный вопрос о группе Greta Van Fleet. На самом деле, даже несколько. Во-первых, что они чем-то похожи на чокнутого парня из вашего класса, который совсем не был модным, но который спустя годы станет одним из самых крутых людей, когда-либо учившихся в вашей школе. Во-вторых, какой бы весёлой и занимательной ни была их музыка, особенно вживую, со всеми этими диковинными костюмами и взрывными вещами, в ней также есть глубоко серьёзные, эмоциональные и философские аспекты. И, в-третьих, несмотря на то, что группа выступила невероятно хорошо и добилась успеха, превосходящего самые смелые мечты большинства людей, у них всё равно не найдётся ответов на все вопросы. На самом деле Greta Van Fleet, особенно на альбоме Starcatcher ("Ловец звёзд"), просто задаёт вопросы. Их музыка – это часть процесса решения проблем, а не сами решения. В конце концов, как следует из названия альбома, это гораздо больше, чем они сами. Кроме того, нет никаких окончательных ответов.

-5

«Вопросы, которые мы задаём, – говорит Джейк, – довольно открытые, и ответы у каждого человека разные. Как человеческие создания, мы думаем, что у нас есть решение для каждой отдельной проблемы, но иногда возникают вопросы, на которые просто нет ответов. Иногда на вопрос не может быть ответа, или ответ не может существовать, потому что вопрос его не предполагает. Но идея заключается в том, что иногда у вас не может быть решения, или, может быть, вы не можете найти ответ, потому что у вас изначально нет правильного вопроса, который можно задать, и это то, что мы вроде как делаем в музыкальном плане, а Джош делает в лирическом».

«Я помню, Джей Ди Сэлинджер, – добавляет Джош (конечно, он ссылается на автора романа «Над пропастью во ржи»), – рассказывал о том, как люди продолжали приходить к нему и спрашивать: «Каков ответ? Что это значит?». А он такой: «Это просто грёбаный вопрос. У меня нет ответа. Я так же расстроен, как и ты. Вот почему я это написал».

«И даже когда мы заканчиваем работу над песней, – говорит Джейк, – есть четыре разных взгляда на то, что означает эта песня, прежде чем кто-либо ещё услышит её, четыре разных представления о том, что за история у нас в голове. Но в этом-то и прелесть всего этого».

Снаружи продолжает палить солнце, опаляя фреску в музыкальном магазине, которая после нашего совместного времяпрепровождения теперь служит ярким знаком того, что даже если они не знают ответов, Greta Van Fleet, безусловно, задаёт правильные вопросы. Их песни, и даже их поведение, часто могут заставить группу почувствовать, что они из далёкого древнего мира, но, возможно, на самом деле они просто созвучны природе человечества. В конце концов, наша жизнь разворачивается под морём звёзд, которые технически существовали в прошлом. Кто знает, какие ответы они содержат?

Оригинальный текст статьи на kerrang.com

1. Эскапизм — избегание неприятного, скучного в жизни, особенно путём чтения, размышлений и т. п. о чём-то более интересном; уход от обыденной реальности в инобытие, инореальность, иномирие; бегство от действительности.