Мечты и реальность в повести «Белые ночи» Ф.М. Достоевского

348 прочитали
Источник: картинки Яндекс. Иллюстрация И. Глазунова
Источник: картинки Яндекс. Иллюстрация И. Глазунова

В повести показан психологический тип человека, который в значительной степени был порожден противоречиями между идеалом общественного устройства и подавлением малейших проявлений свободомыслия с 30-х гг. XIX в. Условия жизни во времена реакционной политики при Николае I заставляли смириться с реальностью и вызывали желание изолироваться от общественных процессов. Передовые люди того времени осуждали гражданскую пассивность, которая породила поколение бездеятельных мечтателей-индивидуалистов, погруженных в себя и равнодушных к происходящему вокруг, испытывающих чувства ненужности, подавленности, безысходности. В.Г. Белинский называл мечтательность «призраком, формой без содержания, порождением расстроенного воображения праздной головы».

Достоевский описал психологический портрет людей мечтательного склада. Он полагал, что мечтательность – это следствие неудовлетворенности жизнью слабохарактерной натуры. Неспособный сопротивляться жизненным обстоятельствам человек погружается в мир своих иллюзий, превращаясь в «слабое, нежное» странное существо. Суровая реальность пугает мечтательную личность, производит на нее гнетущее впечатление, вызывает желание спрятаться в свой иллюзорно прекрасный закуток сознания. Мечтателю кажется, что плоды его воображения значимее жизненных реалий.

Мечтатель постепенно начинает избегать общества людей, оказывается непригоден для любой деятельности и равнодушен к работе. Он безразлично «тянет дело» только ради жалования, что «хуже безделья». Хотя Достоевский осуждал антисоциальную суть мечтательности, он испытывал к мечтателям некоторую долю сочувствия. Он показал, что их призрачные мечты рано или поздно разрушаются под давлением суровой правды жизни, что наносит неизгладимую душевную травму.

Впервые повесть «Белые ночи» была напечатана в 1848 г. 27-летним Достоевским. Повествование – рассказ-исповедь главного героя. В основе сюжета – романтические отношения в любовном треугольнике: герой влюблен в девушку, которая любит другого. Сюжетное время – четыре поздних летних вечера, проведенные с любимой, которые стали единственным счастливым событием в жизни героя. Описывая их эмоциональные беседы, он уделяет внимание незначительным, на первый взгляд, деталям и мелочам, отражающим отношение к любви, дружбе, счастью.

Источник: картинки Яндекс. Иллюстрация И. Глазунова
Источник: картинки Яндекс. Иллюстрация И. Глазунова

Из рассказа 26-летнего мелкого чиновника мы узнаем, что уже более восьми лет он снимает в Петербурге у Екатерининского канала небольшую квартирку. Он любит прогулки по безлюдным улицам, чтобы наслаждаться белыми ночами и мечтать. Как-то на мосту он обратил внимание на заплаканную девушку, вглядывающуюся в темную воду канала. Встревоженный, он обратился к ней. Незнакомка хотела уйти, но побоялась пройти мимо встречного пьянчужки. Молодой человек вступился и предложил проводить девушку. Они разговорились, на прощание девушка предложила дружбу, но попросила обещать не влюбляться в нее. Он обещает, хотя уже влюблен. Они решили встретиться снова.

Следующим вечером Настенька попросила нового друга поделиться своей историей. Он удивил своим ответом: у него нет истории, единственным разнообразием его «затхлой и ненужной жизни» стали мечтания. Семнадцатилетняя девушка поведала о своей жизни и истории любви. Почти все время она проводит за рукоделием или чтением под присмотром бабушки. Почти слепая старушка контролирует внучку, прикалывая подол ее юбки к своему платью. Иногда, когда бабушка засыпает, у девушки появляется возможность тайком вырваться из домашней изоляции.

Источник: картинки Яндекс. Иллюстрация И. Глазунова
Источник: картинки Яндекс. Иллюстрация И. Глазунова

Настенька рассказала о молодом человеке, который был постояльцем в их доме. Он давал девушке книги, приглашал ее с бабушкой в театр. Когда жильцу пришлось уехать по делам, она открыла ему свои чувства и решилась на побег из дома. Но ее возлюбленный попросил подождать и дал обещание вернуться. Прошел год, она узнала, что он уже три дня как приехал, но не получила от него вестей.

По просьбе Настеньки мечтатель отнес письмо для ее любимого к его знакомым, в котором она назначила свидание. В ожидании встречи Настенька была оживлена и весела. Но когда часы пробили одиннадцать, и любимый так и не появился, она расстроилась.

Мечтатель сказал Настеньке, что ответа ее возлюбленный так и не дал. Девушка пытается убедить себя, что она должна забыть бросившего ее человека. Утешая ее, герой признается в своей любви, и девушка готова ответить ему взаимностью. Они вместе начинают мечтать о будущем, она обещает, что будет стараться полюбить его. Попытка отречься от своего чувства и найти счастье с другим оказывается наивным самообманом. Их мечтательные планы рухнули в одночасье. Подошедший человек позвал Настеньку по имени, и она, не задумываясь ни на миг, бросилась к тому, кого любила.

На следующее утро мечтателю пришло письмо. Настенька просила о прощении и благодарила за его любовь, ставшую для нее «сладким сном», который не забудешь «после пробуждения», сообщила о своем предстоящем венчании. Мечтатель много раз перечитывал письмо и осознал, как «неприветлива и грустна» его судьба. Но он благодарен Настеньке за четыре незабываемые белые ночи.

Источник: картинки Яндекс. Иллюстрация И. Глазунова
Источник: картинки Яндекс. Иллюстрация И. Глазунова

Главный герой пытался оградиться от действительности, спрятавшись в вымышленном мире. Мечты – это психологическая защита от однообразия, скуки и пошлости, с которыми он не в силах бороться. В своем воображении он создает особый мир вне времени и пространства. У него нет реальной истории: не было запоминающихся поступков и событий, интересных знакомств и душевных привязанностей. Его жизнь – это не факты биографии человека, а история мечтаний, фантазий и грез, он даже помнит годовщины некоторых из них.

Герой понимает, что рано или поздно безжалостная реальность разрушит его призрачное существование, что его фантазии бессильны перед суровым миром. Жизнь представляется ему клубком противоречий, который он не в силах распутать. Тем не менее герой говорит, что готов променять «все свои фантастические годы» на один день этой злосчастной, но настоящей жизни. Оттого у него сохранилась тяга к жизни, он готов откликнуться на малейшее участие других людей в своей судьбе. Любовь к Настеньке возродила надежду на реальное счастье, ради которого он готов спуститься с небес на грешную землю. Но он не в состоянии удержать любимую, она ушла из его жизни так же неожиданно, как и появилась. Первым же испытанием судьбы мечтатель был сломлен и окончательно ушел в себя, погрузившись в мир иллюзий.

Иллюзорный мир помогает забыться, спрятаться, почувствовать мнимую защиту от тревог, неудач, обид, потерь. Мечтатель перестает интересоваться качеством своей жизни, избегает решения насущных проблем.

В XX в. это явление исследовалось в психологии, ему был дан термин «эскапизм» (от англ. "escape" — «сбежать, спастись»). Это бегство от обыденной реальности в параллельные миры, инобытие. В современном мире высоких технологий еще больше возможностей бегства от реальности: средства массовой информации, виртуальное пространство, мании и зависимости. Порой слабые люди, погрузившись в мир собственных мечтаний, теряют интерес к реалиям повседневной жизни. Повесть Достоевского стала предостережением мечтателям об опасности бегства в заманчивый мир бессмысленных иллюзий.

Спасибо за прочтение, комментарий и лайк