2 подписчика

Теоретико-методологические основы психологии

1. Характеристика психологии как науки.

1.4.Деятельность и сознание. Формирование высших психических функций человека.

Высшим уровнем развития психики является психика человека.

Высшие психические функции:

  • Мышление
  • Речь
  • Воображение
  • Волю

Функции формируются у человека в процессе различных видов деятельности, в процессе различных видов деятельности, в процессе взаимодействия людей с помощью речи.

По мнению Л.С.Выготского высшая психика людей-это речевая психика.

Л.С.Выготский создал новое направление в детской психологии-концепция о зонах ближайшего (когда ребенок может самостоятельно решать достаточно сложные задачи) и актуального (когда ребенок может решать новые и достаточно сложные для его возраста задачи, при помощи старших) развития ребенка.

1.5. Формы существования и проявления психики человека.

Формы существования психики человека:

1 группа. Психические процессы:

  • Познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь)
  • эмоциональные (чувства)
  • Волевые

2 группа: Психические образования (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения)

3 группа: Психические состояния: функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные, волевые) и общие (настроенности, мобилизованности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.)

1. Характеристика психологии как науки. 1.4.Деятельность и сознание. Формирование высших психических функций человека. Высшим уровнем развития психики является психика человека.

Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических образований, свойств, состояний.

Содержательными компонентами психики людей являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, религиозные, технические, экологические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отношения, ценность и т.п. личности.

Психика познается через ее проявления.

Выделяют две группы форм проявления психики людей:

  • Субъективные - что и как переживает человек, его отношения и оценочные суждения, система ценностей, что и как говорит о себе человек и т.д.
  • Объективные - реальное поведение, действия, поступки человека, материализованные и объективированные результаты деяний.

1.6. Понимание и истоки психики группы.

Психика группы представляет собой реальную сферу духовной жизни людей той или иной общности, которая характеризуется конкретным содержанием, направленностью, уровнем функционирования, действенностью.

Истоки групповой психики:

-исторический опыт существования, жизнедеятельности рассматриваемой общностью людей, социальной группы

-прижизненный опыт этой социальной общности

-опыт жизнедеятельности других подобных общностей людей, который становится достоянием рассматриваемой социальной группы

-ведущий вид (и другие виды) деятельности данной социальной общности

-конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказалась эта социальная группа

-особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационно-психологического воздействия на людей данной общности, в том числе и с помощью средств массовой информации.

1.7. Структура психики группы.

Психика группы, массы людей представляют собой сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, социально-психологических феноменов, среди которых выделяются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований их квалификаций.

Так существуют разные социально-психологические процессы и явления: общие потребности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения, традиции, авторитет и др.-это проявления массового сознания.

Другие социально-психологические явления в группе-это психологические механизмы взаимовлияния людей друг на друга : убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание, психологическое принуждение.

Классификация социально-психологических феноменов:

  • Массовидные социально-психологические феномены: общие потребности, интересы, цели, суждения, мнения, настроения, традиции, нормы, правила, ценности и установки-все они характеризуются тем или иным содержанием и уровнем функционирования.
  • Процессы и явления, характеризующие социально-психологические особенности личности: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра-, интра-, нормовертивность личности, -экстра, -интра, импульсивность личности, стиль поведения и деятельности личности, особенности авторитета, самоутверждения, психологическая адаптации личности.
  • социально-психологические феномены, характеризующие особенности взаимодействия членов социальной общности: процессы психологической перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения, симпатии-апатии, доверие-неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях вплоть до конфликтных отношений.
  • интегративные социально-психологические феномены: слаженность, сплоченность, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат социальной группы.
1. Характеристика психологии как науки. 1.4.Деятельность и сознание. Формирование высших психических функций человека. Высшим уровнем развития психики является психика человека.-2

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Дайте характеристику психологии как науки.

Психология — наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

2. Раскройте научное понимание психики человека.

Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

3. Проанализируйте основные функции психики.

1. Характеристика психологии как науки. 1.4.Деятельность и сознание. Формирование высших психических функций человека. Высшим уровнем развития психики является психика человека.-3

1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях.

В-третьих,психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны,обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

4. По каким признакам можно судить об особенностях психики человека?

  • Отражение
  • Проявление чувственности

5. В чем состоит сущность психики человека и каковы ее особенности?

Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

  • Психика принадлежит только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной жи­вой материи, т.е. должны быть хоть какие то зачатки нервной системы.
  • Способность психики отражать объективный мир, т.е. по­лучать информации об окружающем мире.
  • Полученная информация служит основой для регуляции внутренней среды живого организма, а также основы поведения.

6. Что, по вашему мнению, представляет мир психических явлений человека?

  • психические процессы;
  • психические состояния;
  • психические свойства.

7. Какова природа человеческой психики?

Согласно научно-материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в виде психических образов.

В представлении материалистов, психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший результат развития, которого она достигла.

8. Кратко охарактеризуйте основные отрасли психологии.

1. Характеристика психологии как науки. 1.4.Деятельность и сознание. Формирование высших психических функций человека. Высшим уровнем развития психики является психика человека.-4

9. Раскройте взаимосвязи психологии и других наук.

1. Характеристика психологии как науки. 1.4.Деятельность и сознание. Формирование высших психических функций человека. Высшим уровнем развития психики является психика человека.-5

10. Дайте краткую характеристику естественно- научных основ психологии?

1. Характеристика психологии как науки. 1.4.Деятельность и сознание. Формирование высших психических функций человека. Высшим уровнем развития психики является психика человека.-6

11. Какие положения философии выступают теоретико-методологической основой психологии?

Известно многообразие философских школ, как материалистических, так и идеалистических, стоящих на позициях монизма и дуализма. Этим объясняется существование множества психологических школ, направлений, особенно на Западе (бихевиоризм, фрейдизм, когнитивизм, интеракционизм и т.д.) для которого характерен плюрализм философских школ.

Характерным для отечественной психологии является диалектико-материалистический монизм в понимании индивидуальной и групповой психики людей.

12. Раскройте понимание психики группы, массы людей?

Психика группы представляет собой реальную сферу духовной жизни людей той или иной общности, которая характеризуется конкретным содержанием (нравственным, политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, религиозным, экологическим и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма, подъема, высокого уровня функционирования), действенностью.

13. Каковы истоки психики группы?

В первую очередь к числу таких факторов относятся:

  • - исторический опыт существования, жизнедеятельности рассматриваемой общности людей, социальной группы;
  • - прижизненный опыт этой социальной общности;
  • - опыт жизнедеятельности других подобных общностей людей, который становится достоянием рассматриваемой социальной группы;
  • - ведущий вид (и другие виды) деятельности данной социальной общности;
  • - конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказалась эта социальная группа, общность людей;
  • - особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационно-психологического воздействия на людей данной общности, в том числе и с помощью средств массовой информации и др

14. Раскройте основные подходы к классификации социально-психологических феноменов.

а) есть социально-психологические процессы и явления, ха­рактеризующие ту или иную общность, социальную группу в целом; они выражают характерные для данной общности соци­ально-психологические характеристики. Это так называемые массовидные социально-психологические феномены: общие потреб­ности, интересы, цели, мнения, настроения, традиции, нор­мы, правила, ценности, установки, сплоченность, слаженность, морально-психологическая атмосфера, нравственный и профес­сиональный климат и др.;

б) каждая социальная общность состоит из отдельных конк­ретных людей, которые, включаясь в социальные связи и отно­шения, своеобразно проявляют свою индивидуальность, осуще­ствляют свое социально-психологическое поведение. В связи с этим выделяются социально-психологические процессы и явления, ха­рактеризующие социально-психологическое своеобразие (индивиду­альность) личности, особенности социально-психологического поведения и реагирования личности на внешние социальные и социально-психологические обстоятельства: лидерство, подчине­ние, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра-, интра-, нормовертированность личности, экстра-, интра-, импу-нитивность личности, стиль поведения и деятельности личности, особенности авторитета, самоутверждения, психологической адап­тации личности и др.;

в) выделяются и социально-психологические феномены, харак­теризующие особенности взаимодействия членов социальной общно­сти как между собой, так и с социальной средой их жизни и дея­тельности: процессы социальной перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения, симпатии, антипатии, доверие, неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях вплоть до конфликтных отношений;

г) есть и общеинтегративные социально-психологические фе­номены: слаженность, сплоченность, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат.