Нелогичность и непредсказуемость любви в рассказе И.А.Бунина "Муза".

482 прочитали

3Тема любви занимает в творчестве Ивана Алексеевича Бунина особое место. В его рассказах она предстает как источник жизни, который сильнее смерти ( например, рассказы "Холодная осень ", "Грамматика любви"). В рассказе "Муза" любовь раскрывается немного с другой стороны. В нем она представлена как ураган, который врывается в жизнь человека, разрушая его привычный уклад, заставляя ради любимой совершать необычные поступки.

Муза в мифологии, творчестве художников, писателей и поэтов - источник вдохновения, решительности на перемены в жизни и, наконец, обретения самого смысла жизни.

Иллюстрация из интернета.
Иллюстрация из интернета.

В рассказе И.А.Бунина "Муза " у главного героя, жизнь которого по его мнению была пресной и скучной, появилась такая женщина - Муза Граф, которая сама пришла к нему, чтобы познакомится, потому что герой ей понравился. С самого начала её поведение настолько удивило рассказчика, поразила ее инициативность, решительность, быстрота принятия решений, что он исполнял все просьбы и желания этой необычной женщины, начиная с заказа яблок, похода в ресторан, переезда в усадьбу. Эта женщина, неожиданно ворвавшись как искра в жизнь героя, с такой же бешенной скоростью управляла ей:"Мы не расставались, жили, как молодожены, ходили по картинным галереям, по выставкам, слушали концерты и даже зачем-то публичные лекции... В мае я переселился, по ее желанию, в старинную подмосковную усадьбу, где были настроены и сдавались небольшие дачи, и она стала ездить ко мне, возвращаясь в Москву в час ночи. Никак не ожидал я и этого — дачи под Москвой: никогда еще не жил дачником, без всякого дела, в усадьбе, столь не похожей на наши степные усадьбы, и в таком климате".

Рассказчику казалось, что он был счастлив, несмотря на перемены в жизни . Он полностью доверился Музе, которая убедила его, что это и есть настоящая любовь. Летом, когда она окончательно переезжает в усадьбу , в которой они живут как муж и жена, хотя никакой свадьбы не было, герои знакомятся с соседом Викентием Викентьевичем Завистовским, с которым подружились, и он почти каждый день был у них в гостях.

Однажды вечером, накануне Рождества, рассказчик возвращается в усадьбу и узнает от слуг, что Музы нет дома. Герой долго думал, куда она могла пойти ночью, а потом его посещает страшная догадка:«Да ведь она бросила меня! Наняла на деревне мужика и уехала на станцию, в Москву, — от нее все станется! Но, может быть, вернулась?»

Не зная что делать, рассказчик взял ружье и пошёл в сторону дома Завистовского, так как у него ещё оставалась надежда на то, что Муза просто пошла пригласить соседа: "Как нарочно, и он не пришел нынче, а у меня еще целая страшная ночь впереди! Неужели правда уехала, бросила? Да нет, не может быть!"

Увидя ружье Муза заявила: "— Вы с ружьем, — сказала она. — Если хотите стрелять, то стреляйте не в него, а в меня."  - дав понять, что сама приняла решение уйти. Но герой не собирался ни в кого стрелять.  Именно в этот миг он понял как сильно любил эту женщину: "Я посмотрел на ее валенки, на колени под серой юбкой, — все хорошо было видно в золотистом свете, падавшем из окна, — хотел крикнуть: «Я не могу жить без тебя, за одни эти колени, за юбку, за валенки готов отдать жизнь!" Вместо этих слов он, услыша от неё, что их отношения закончились, смог только произнести: "Вы чудовищно жестоки".

Эта необычная женщина, для которой не существовало никаких стереотипов, неожиданно ворвавшись в его жизнь, так же неожиданно и быстро ушла, не оставив никаких надежд.

Так закончилась эта история любви. Да, любовь порой нелогична и непоследовательна. Оглядываясь назад, герой наверняка удивлялся тому, как с ним могла произойти подобная ситуация. Наверняка задумался о том, как он смог полюбить девушку, которая из ниоткуда как ураган ворвалась в его жизнь, заставив отказаться от собственных привычек, комфорта? И как так же внезапно он потерял её и все, что было связано с ней?

Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то невольно задумываешься, а действительно ли жизнь главного героя сильно изменилась? Не внешне, а внутри. Ведь он даже в состоянии влюблённости, так и продолжал плыть по течению. Герой не предпринял никакие шаги, чтобы как-то изменить собственную жизнь. Рассказчик , как мы видим в процессе повествования , не думал о будущем , не предпринимал никаких действий, чтобы всегда быть с этой женщиной (например, предложить обвенчаться и создать собственную семью). В повествовании нет диалогов героев о совместном будущем.

Наверно, выбрав сюжетную линию с изменой героини в конце повествования, автор , таким образом, затрагивает проблему отношений без каких-либо обязательств, а точнее хотел показать, что у отношений такого типа нет будущего. Как внезапно начались, так внезапно и закончились. Герой понимал, что не имел право что-то требовать от любимой женщины, так как даже в конце повествования он смирился с потерей и так и не смог сказать о собственных чувствах.

Как было сказано выше, любовь порой нелогична и непоследовательна. Герой сам не мог понять, что заставило его отказаться от собственных привычек и как он смог полюбить такую девушку. Но к сожалению он не задумывался о собственных поступках и чувствах любимой женщины, которая, возможно пусть даже такими неординарными на первый взгляд действиями и поступками, пыталась показать, что герой ей не безразличен. А герой в свою очередь не задумывался о том, что чувствует, что хочет сам, и можно сказать, что фактически передал управление собственной жизнью в руки женщины. Она и приняла самостоятельно решение о расставании, когда встретила новую любовь. А рассказчик за один миг потерял любимую женщину и все, что их связывало, и поняв, что ничего не изменить , просто уходит.

Читатель видит , что героиня расставшись выбирает такой же типаж человека, который у неё был. Ведь Завистовский тоже представлен как человек достаточно инфантильный, который просто принял ситуацию, но все же он талантливый музыкант и , возможно этим и привлекает Музу, ведь само слово "муза" ассоциируется с гармонией, вдохновением, творчеством. Вероятно, сама женщина находится в поиске талантливого человека, который мог бы создать шедевр. И рассказчик в начале произведения казался ей именно таким, но пожив с ним некоторое время, поняла, что он просто плывет по течению, и ждет когда она придумает как украсить его жизнь. Возможно, испытав разочарование в собственных чувствах, она приняла решение уйти, надеясь таким образом обрести счастье с другим. Таким образом , получилась трагикомедия.