Найти тему
Хроники Сент-Элиаса

Весь этот «Оксиген». К 75-летнему юбилею Жан-Мишеля Жарра.Ч.9-1981-1982 год. Китайский вояж Морисыча.

Неплохо отдохнув летом, он в октябре 1981 года впервые берёт курс на Китай.

Эти концерты, а дал их там на тот момент ЖанМиш несколько, были не только первым заграничным турне в жизни самого Жарра, но и первым приездом западного музыканта в Китай после так называемой «культурной революции»...впрочем, обо всём по порядку... Прежде всего начнём-ка мы с того, что тогда в Китае творились интересные дела. На тот момент прошло пять лет со смерти Мао Цзедуна, а он, если углубиться в его биографию и историю Китая 50-70 годов прошлого века, непростая личность... Не буду целиком пересказывать все подробности периода его правления, который, мягко говоря, был не особо-то и спокойный для Китая...впрочем, китайцам-то видней, это сугубо моя точка зрения...Впрочем, из всего этого дикого ужаса нас, как раз по теме, больше всего должна заинтересовать культурная революция, которую как раз и затеяли Цзедун и ему сочувствующие. Если рассказать про неё в двух словах, то выглядело всё это так: всё, что не соответствовало идеям Мао, должно было быть ликвидировано, всем несогласным со всем этим приходилось несладко, а уж крови сколько пролилось... Дааааа, никогда не знаешь, где и когда родиться...тут уж не то что ЖанМишу невозможно было бы дать концерты-куда уж там, вряд ли бы он попал под те критерии, тут уж не всем китайским деятелям искусства жилось тогда сладко... Впрочем, сам «Великий кормчий», как его называли сами китайцы, писал поэтическую прозу и даже стихи-написанные в стиле древних китайских стихотворений-так называемых «цзюти шицы». Из всех 67 стихотворений, написанных им с 1915 по 1966 годы, 39 из них были опубликованы ещё при его жизни. А прожил Цзедун 82 года, и в последние годы от политики он отошёл, ибо был насквозь больной, одна болезнь Паркинсона волей-неволей заставит пожалеть «Великого кормчего», хоть и обагрившего свои руки кровью...уж поверьте, когда пожилой человек еле двигается и говорит, и его частенько трясёт-этого не пожелаешь не то что самому своему злейшему врагу, а то даже и самому злейшему злодею... Ну, а после его смерти в 1976 году и китайско-вьетнамской войны 1979 года внешняя политика страны, в отличие от эпохи Мао, постепенно перестала быть агрессивной... Переходим теперь от кровавых тиранов к нашему солнечному и мирному Жарру.

Началось всё с того, что британское посольство дало несколько копий Жарровских альбомов- «Oxygene» и «Equinoxe» радио Пекина, и то были первые зарубежные композиции, пущенные в китайский радиоэфир после всего того ужаса, что я описывала выше.

Подумать только, иностранная, западная музыка, а уж тем более электронная-и вдруг в китайском радиоэфире!!! Китайцы оценили Жарровы творения, и в итоге Жарра позвали в Китай дать концерты. И поехал наш ЖанМиш в Китай со всеми своими пожитками, улитками...ой, тьфу, с огромной концертной командой из 70 человек, среди которых были Фредерик Руссо, Роже Риззителли, Доминик Перрье, Мишель Гейс, старина Франсис Дрейфус...и прочие, прочие, прочие... Кроме того, вместе с Жарром поехала и тогдашняя его жена Шарлотта Рэмплинг, а их трое ребятишек-Эмили, Барнаби и малыш Дэвид-остались во Франции с мамками-няньками...хотя подозреваю, что мадемуазель Пежо тоже отправилась вместе со своим единственным сыном...

В итоге ЖанМиш провёл там турне из пяти концертов: два в Пекине-21 и 22 октября и три в Шанхае-26, 27 и 29 октября. Вылилось всё это в концертный альбом и в документально-концертный фильм почти с одним и тем же названием– «The Concerts in China», или если по-французски– «Les Concerts en Chine». Так как плейлист и там, и там одинаковый, то по нему и будем плясать. Да, кстати, именно на этих концертах мы впервые можем услышать звучание лазерной арфы в исполнении Жарра, у которого она стала чуть ли не самым любимым инструментом... Пара слов о фильме, кстати. Он был снят Эндрю Пиддингтоном специально для британского центрального телевидения, правда, транслировался в Великобритании всего единожды, а в конце 80-х вышел на кассете. В фильме мы можем увидеть не только фрагменты выступлений Жарра и его концертной команды и некоторые интересные моменты его пребывания в Китае, но также и некоторые кадры и фотографии из китайской хроники, а также моменты из жизни простых рядовых китайцев. Также мы можем заметить, насколько разнообразен состав зрителей на этих концертах: и взрослые и серьёзные люди, среди которых было немало военных, и молодёжь. Чтобы на концертах было как можно больше зрителей, Жарр и Ко приобрели часть билетов и попросту раздали их молодняку на улицах-проблемка была в том, что изначально Жарр хотел сделать концерты бесплатными, но получилось так, что билеты сделали платными...

В начале фильма Жарр обмолвился о том, что у них перед самым первым концертом в Пекине была проблема с недостаточным количеством электричества. Власти же просто взяли и на время концерта в прилегающих к месту выступления районах...отрубили свет. К счастью, во время китайских концертов уже 2004 года такую клинику никто валять не стал, ибо не те времена уже были, но то, как они организовывались-это отдельная история, о которой я вам расскажу позже. А теперь рассмотрим и разберём по косточкам плейлист альбома:

L'Ouverture. По идее, это на самом деле начальный кусочек Les Chants Magnetiques 1, только немного в замедленном ритме. Под неё-то ЖанМиш и выходит на сцену. Притом так элегантно, да ещё в своём белом костюмчике...и начинает действО...как вы можете заметить, Жарровские концерты всегда отличались эффектностью и масштабностью...

Arpégiateur. Очень интересная по звучанию композиция, которую можно также услышать не только в одной из частей его сборника 2018 года «Planet Jarre», но и в фильме «Девять с половиной недель», и в нескольких эпизодах «Санта-Барбары» середины 80-х...ну, я из «Санта-Барбары» могу припомнить разве что начальную тему, которая многих, мягко говоря, бесит и по сей день...в отличие от Жарровской музыки, хе-хе... В фильме она звучит в паре местах, притом очень даже кстати... Один из приветов маэстро легендарным Tangerine Dream.

Equinoxe 4. Всё та же старая добрая Equinoxe 4, только без Наблюдателей-у китайцев и без них довольно много своих локальных чудиков... Взять хотя бы, к примеру, даоского мудреца Го Сяна (или Хоу Сяна, кому как нравится), с чьей маски «лепили» логотип небезызвестной многим советской, а затем российской телекомпании ВИD, ныне именуемой ВИDgital...да, и там не обошлось без Жарровской музыки, но об этом-поздней...

Jonques de pêcheurs au crépuscule. Она же «Fishing Junks at Sunset». То есть «Рыбачьи джонки на закате». Старая-старая китайская песня, в аранжировке нашего Жарра. Эту композицию Жарр исполнил вместе с симфоническим оркестром Пекинской консерватории. Кашу маслом...ой, тьфу, звучание народных инструментов синтезаторами не испортишь, а если за такую комбинацию берётся сам ЖанМиш, сам Маэстро-успех обеспечен, железобетонно. Одним словом, гармония-и точка. Сразу же в голове возникнет картинка, как китайские рыбаки на своих стареньких джонках плывут на закате домой, с богатым уловом...И да, трек ошибочно приписывали самому маэстро. Услышать бы оригинал.

L'Orchestre sous la pluie. Как вы уже знаете из статьи про альбом «Equinoxe», эта композиция-начальный фрагмент композиции Equinoxe 8. Даааа, Жарр мог бы погулять под китайским дождём... тем более, что на южных склонах гор Циньлин выпадают многочисленные дожди, максимум которых приходится на летние муссоны...

Equinoxe 7. Да-да, старая знакомая Equinoxe 7...притом в фильме она очень гармонично подходит и к тем кадрам, где Жарр её исполняет, и к кадрам, на которых простые китайцы занимаются физкультурой и всякими физическими лечебными техниками...дааа, китайцы в народной медицине поднаторели не хуже нас, русских... впрочем, и мы не лыком шиты...

Orient Express. Он же «Восточный экспресс». Любителям творчества Агаты Батьковны Кристи посоветую не беспокоиться, хе-хе... Очень позитивная мелодия, под которую можно представить себе поезд, в котором едут Жарр и его компания, его фанаты, и все им сочувствующие... У меня же под эту мелодию сразу же всплывает мой самый любимый момент из фильма, где Жарр, взяв с собой какой-то мини-синтезатор, вышел прямо в зрительный зал и дал возможность зрителям потрогать сей чудо-инструмент...зрители были довольны как дети, ведь не каждый музыкант или певец позволит себе такое, не каждый выйдет прямо просто так, без охраны, прямо к зрителям...

Les Chants Magnetiques 1. На самом альбоме сия композиция представлена в каком-то «обгрызенном» состоянии, и то в виде звуков, типа кто-то играет в пинг-понг, тогда как в фильме мы слышим её в более полном и адекватном формате, в исполнении Жарра и Ко. Дааааа, чую, пришедшим на концерт китайцам они адреналин знатно подняли...хотя, по крайней мере, в Пекине, зрители просто молча смотрели-подобное им было в новинку...

Les Chants Magnetiques 3. По ощущениям-то же самое, что и от «Рыбацких джонок...». Да-да, всё то же ощущение лодки. И плюс ещё если вспомнить кадры из фильма, где китайцы мечтательно смотрят на витрины магазинов...

Les Chants Magnetiques 4. В первозданном и неизменном виде. И кто смотрел фильм, тот сразу же под эту композицию вспомнит кадры из уже свободной жизни(от «кровавого» режима свободной, естественно) китайцев...ну и кадры, как отжигали Жарр и Ко. Мне особо понравился момент, где одного из китайских пацанов, который сказал, мол-де, молодёжи, в том числе и ему, нравится электронная музыка, потому что она очень популярна, смутили вопросом-а традиционная китайская музыка ему нравится?

Harpe Laser. Да-да-да, та самая лазерная арфа, один из любимых инструментов ЖанМиша...впрочем, не он один в этой Вселенной играет на лазерной арфе, но у нас, Жарроманов и Жарроманок, на подкорке мозга записано: лазерная арфа=Жарр. Именно там, на китайских концертах, Жарр и стал впервые играть на ней. И вполне красиво сыграл... Это был дебют лазерной арфы на концертах маэстро. Эта арфа была на совести Дени Карню и Бернара Шайнера(последний кстати помимо инженерства довольно неплохой музыкант)

Nuit à Shanghai. «Ночь в Шанхае». Очень спокойная и уютная композиция. Вероятно, Жарр написал её, глядя на ночной Шанхай из окна своего гостиничного номера. А что, мало ли ему там на тот момент не спалось...

От автора.

- Спокойной и уютной я бы назвал начало и концовку, а вот середина была весьма динамичная – весьма экспрессивны были ударные, ну и пара синтезаторных импровизаций от Доминика Перрье – всё это придавало динамичность данному треку.

La Dernière Rumba. Как вы помните, это второе название пятых Магнитных полей. Чуть в убыстрённом темпе. Даже в Китае на напряжённых гастролях тоже хочется небольшой расслабухи...

Les Chants Magnetiques 2. Тут можно сказать-и тут Остапа...ой, тьфу, Жарра понесло...Правда, тут эта знакомая нам мелодия звучит чуть в иной аранжировке(Присутствуют «живые» барабаны Роже Риззителя, ну и впервые в концовке соло от Доминика Перрье), но от этого она не менее вкусней...Не менее вкусней и кадры, где Жарр хлопает в ладоши, стараясь расшевелить публику, что ему, собственно говоря, и удалось... Формально, ею он и завершил это весьма не обычное турне.

Souvenir de Chine. Она же «Souvenir of China», то есть «Китайский сувенир» или «Китайское воспоминание»-кому как нравится. Одна из моих самых любимых композиций. Настроение мелодии-чуть грустное, даже с привкусом ностальгии, но иногда, в зависимости от контекста случая, может навевать и некую надежду на светлое будущее. Как говорит сам Жарр, эту мелодию он сочинил уже на обратном пути домой, летя в самолёте. Оттуда, собственно говоря, и название этой композиции. Звуки Китая тех времён и затвора фотоаппарата дают понять, что Жарр так впечатлился этой поездкой, что захотел запомнить побольше, чтобы было потом что рассказывать детям, внукам и фанатам...вот где благословишь создателей кинематографа и фотографии... вот таким был его первый концерт за железным занавесом.

Каковы же были итоги: музыка маэстро получила что называется народную любовь в КНР, он становится самым молодым(33 года на момент концерта!!) почётным членом Пекинской консерватории, ну и получил в подарок один из экспортных вариантов мотоцикла с коляской. Вот таким был китайский тур маэстро, а в конце 1982-го – начале 1983-го годов уже наклёвывались первые наброски нового (а возможно, и двух) альбомов.