Дело было в прошлом контракте. Поступило письмо для мостовой бригады о новых сигналах для извещения экипажа об экстренных ситуациях: пожар, пираты, покинуть судно и тд.
Задача для 3-го помощника: убедиться что на мосту есть кнопка которой можно было бы проиграть любой нужный сигнал стоя на мосту. Естественно данная кнопка отсутствовала и поступила задача уже мне.
Никаких проблем, подумал я. Просто нужно запитать все извещатели паралельно через кнопочку и всё, дело сделано!
Проблемы начались буквально сразу. Оказалось, что извещатели управляются исключительно пожарной панелью ANX 95 от компании Eltek Marine - отвратительная система как для меня - человека, привыкшего работать с системами Consilium. Если нужно подать сигнал "Покинуть судно" - это к пожарной панели нужно подходить и там кнопочку нажимать, благо эта же кнопка выведена и на мостовую панель. Система прежлагала всего два предустановленых в нее режима сигнализации: "Пожар" и "Покинуть судно".
Найдя терминалы питающие звуковые извещатели я обнаружил что питание на контактах есть, в то время как никакого звукового сигнала от извещателей не поступало. При попытке заставить извещатели работать, на первый взгляд, ничего не происходит с точки зрения измеряемого напряжения. Лишь вскрыв один извещатель и замерив приходящее питание на нём я понял что система ПОСТОЯННО держит питание на извещателях активным, а в тот момент когда панель подаёт сигнал "работать" - полярность питания переключается.
В спокойном состоянии на выходе системы мы имеем терминал 1(+) и 2(-) 24В, а в момент срабатывания - 1(-) и 2(+).
Само собой это усложняло задачу т.к. просто провести параллельное питание через кнопку уже не представляется возможным. В противном случае нам не избежать короткого замыкания. При этом запитать извещатели извне так же не представляется возможным т.к. система извещателей должна работать как и раньше, получая сигналы от пожарной панели.
На скорую руку было придумано устройство выполняющее ту же функцию что и пожарная панель, но при нажатии на кнопку. Ниже приведена схема.
Главной "фишкой" здесь является то, что "реверсивное" питание не будет поступать на извещатели до тех пор, пока они не отключатся от основного питания пожарной панели. Кнопкой S1 мы отключаем питание от извещателей и направляем его на реле K2 которое просто замыкает NO контакты и включает извещатели. При этом в состоянии покоя, когда кнопка S1 не нажата, - система функционирует абсолютно так же как и до модификации.
Данная статья перенесена из моего Telegram канала который существует уже достаточно долго. Пока что тут будут выходить мои старые статьи. За самым свежим контентом милости прошу на мою основную платформу - Telegram. Там нет никакой рекламы и я всегда на связи.
На самом деле я просто хотел обезопаситься. Можно было бы обойтись одним реле просто соединив "накрест" его NO контакты, но из-за возможной задержки во времени между механическими движениями контактов реле и, соответсвенно, возможного искрения (не говоря уже о бо́льших возможных проблемах) я решил поступить именно так.
Готовое решение выглядит следующим образом.
Конечно и в сборке не обошлось без трудностей.
Да простят меня коллеги за это, но в панели действительно не было места для того, чтобы аккуратно разместить переключатель. Самому было больно на это смотреть но порой обстоятельства вынуждают нас так поступать.
Главное: при внесении любых модификаций в любую систему на судне - фиксируйте её! Нарисуйте схему (красивую) и объясните зачем вы это сделали, после чего вложите это к схемам этого устройства в папку, щит и прочие места, где ваш сменщик может на неё наткнуться.
Очень хорошей практикой является ведение электронного журнала внесённых изменений, где вы фиксируете в какой день и зачем был установлен данный джампер или добавлена релюшка. Но подробнее об этом мы поговорим в другой раз.
P.S. поскольку речь шла об ANX 95 - прилагаю Installation Manual под статьёй в телеграм.
У меня есть своя небольшая беседа в Telegram где вы всегда можете задать мне интересующие вас вопросы.