Загадочная ржавая и прекрасная железная дорога в Абхазии. Когда-то она была транзитом для поездов, идущих в Грузию, Азербайджан и Армению, а теперь не может обеспечить нормальное движение внутри своей страны.
Почему коровы не ходят по рельсам?
Абхазская железная дорога всегда завораживает. Дневной путь от Сухума до Гагр один из самых живописных, какие можно было бы только повстречать. Жаль, что эту электричку отменили. И одновременно, она притягивает своей разрухой и последствием войны. Как только представишь, что именно эти рельсы соединяли Грузию, Азербайджан, Армению и Россию, так как-то неприятно на душе становится, немного больно чтоли, что взяли и такую махину разрушили.
Раньше около станции Сухум было целое кладбище старых заброшенных с пулевыми отверстиями вагонов, и можно было по ним полазить. Сейчас не проверял.
Пассажирское сообщение сейчас налажено между Сухумом и Россией. В ту сторону ходят пассажирские и грузовые поезда. А вот их Сухума в сторону Очемчиры или Ткварчала пассажирских поездов, к сожалению, нет.
Хотя дорога есть. И мы видели, что оттуда идут товпрняки с углем. Правда, диву даешься, как такие махины идут по столь хлипким мостам. Мы видели уникальную картину. Из-за проливных дождей движение из Гагр в Россию было приостановлено, поскольку были подмыты железнодорожные пути, а в восточную часть страны шел товарный состав.
Поезда едут по Абхазии величественно, за несколько километров сообщая гудком о своем прибытии. Как бы намекая, что любой мимо проходящий поезд – это целое событие. За счет того, что в стране нет промышленного производства, шум от поезда так же слышен издалека. У меня, почему-то были ассоциации, что поезд как слон, который двигается по саване. И тут растительность тоже буйная.
Мне вот интересно, почему коровы не ходят по рельсам? По проезжей части они разгуливают как в Индии, без каких либо ограничений. Как шутят сами абхазы, в коровах живут души бывших гаишников. Иначе почему они так бесстрашно ходят по дорогам.
Величественный паровоз
Я еще помню времена, когда электрички ходили по стране без стекол. И это так же придавало какую-то особую романтику, поскольку в России ты такого безпредела увидеть в принципе не мог. Но нужно было держаться от открытых окон подальше. В противном случае можно было получить веткой по лицу, а это на скорости мало приятные ощущения. Так можно и без глаза остаться.
Сейчас запустили от Адлера до Гагр «Ласточку», однако, по мне она не очень удобная, идет долго, целых 4 часа за счет границы, а так же дорогая, от 850 до тысячи рублей. Тогда как по земле можно добраться гораааздо быстрее, часа за полтора и уж точно дешевле. До Сухума с Адлера мы заплатили рублей 400…
А вот чем действительно можно воспользоваться, это ночным поездом их Сухума до Адлера. Если у вас билет в России утром. Такие есть. Во-первых, можно до последнего проторчать в курортном городке и насладиться последним дыханием моря, а во-вторых, ночью поспать, спросонья дважды сунуть в лицо пограничникам свой паспорт и утром ранним быть уже в России. Это точно стоит дешевле, чем трансфер.
Вокзалы – это отдельная история, их потихоньку отвоевывает у человека природа и мародеры. В Новом Афоне, к сорву, уже потихоньку начинают приводить станцию, которая зажата между тоннелями, в божеский вид. Я сделаю отдельный пост про них. Если раньше можно было зайти во внутрь тоннеля, естественно, на свой страх и риск, то теперь реально опасно, поскольку ты не знаешь, в какой именно момент пойдет поезд. Там даже появился человек в будке, который за этим следит.
А вот так вот выглядит проход на самый модный пляж в Сухуме – Мокко…
Мне бы хотелось, чтобы нормальное пассажирское сообщение было налажено по всей территории Абхазии. Уж больно живописная дорога. Да и поезда я очень люблю и стараюсь, по возможности, в любой новой стране прокатиться на них.
Так что с праздником железнодорожников всех причастных. И не забывайте подписываться. Вам бесплатно, а мне приятно:).