"Маршрут для прогулки: по набережным рек Мойки и Фонтанки". Цветные мосты.

263 прочитали
Сегодня мы вновь приглашаем всех гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля «Оболенский» на прогулку по набережным Мойки. Тема путешествия – Мойка и ее «цветные» мосты.

Сегодня мы вновь приглашаем всех гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля «Оболенский» на прогулку по набережным Мойки. Тема путешествия – Мойка и ее «цветные» мосты. В наше время их три: Зелёный, Синий и Красный, и наверняка даже самые «начинающие гости» Питера слышали хотя бы об одном из них. На самом деле, когда-то их было даже четыре, был ведь еще и Жёлтый мост, пусть и совсем недолго. И тоже на Мойке, так что «цветовая дифференциация» – это такой «фирменный знак» одной из главных малых рек Петербурга. Скорее в путь, расскажем и покажем, и как было, и как есть сейчас!

Как вообще возникла эта «красочная идея»? Скорее всего, как и многие замечательные идеи – во многом случайно. Деревянный же мост по-любому нужно покрасить, вот и покрасили сперва той краской, что, как говорится, выдали на складе. А потом вдруг обнаружили, что «цветное» название моста – оно очень хорошо позволяет ориентироваться на местности. Например, новоприбывшим и иностранцам, тем более, что в первые годы в Санкт-Петербурге по сути все его жители были такими «новоприбывшими»! Добавим сюда, что привычная нам нумерация по улицам и номерам домов была введена лишь в середине 19 века, а Зелёный мост – он, что называется, и в Африке Зелёный мост. Так и осталось. И замечательно же получилось! Ну а теперь – коротко представим наших «героев».

Зелёный мост (Невский проспект)

Возможно, не самый яркий с точки зрения чистой архитектуры – но точно один из самых ярких с точки зрения истории!

Впервые будущий Зелёный мост был переброшен через Мойку в 1716 году, когда освоение будущей Адмиралтейской стороны еще только начиналось, а будущий Невский проспект еще только начинал прокладываться. Был тот мост, конечно, деревянным, а вскоре с того самого склада выдали ту самую краску – и уже примерно к 1737 году на тогдашних планах столицы мост стал именоваться Зелёным.

В 1777 году был выполнен «главный апгрейд 18 века», и мост получил три каменные опоры, что благотворно сказалось на его надежности и пропускной способности. И вот как это примерно выглядело, во всяком случае – глазами автора рисунка Джакомо Кваренги:

Сегодня мы вновь приглашаем всех гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля «Оболенский» на прогулку по набережным Мойки. Тема путешествия – Мойка и ее «цветные» мосты.-2

Примерно тогда же мост получил название «Полицейский» – рядом находилось Полицейское управление столицы, а вскоре поблизости поселился и сам генерал-полицмейстер г-н Чичерин.

В 1806 году произошел следующий и очень важный «апгрейд»: теперь уже Полицейский мост стал первым чугунным мостом Санкт-Петербурга. При этом разработанный Вильямом Гесте проект показал себя настолько хорошо, что вскоре он был «масштабирован», то есть принят как «образцовый», и вскоре чугунные мосты в Петербурге стали появляться как те самые грибы после дождя!

Сегодня мы вновь приглашаем всех гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля «Оболенский» на прогулку по набережным Мойки. Тема путешествия – Мойка и ее «цветные» мосты.-3

После Октября 1917 года оставить слово «Полицейский» в топонимике Колыбели Революции было никак невозможно – и мост переименовали в Народный. Каковым он и пробыл ровно 80 лет, потому что в 1998 году мосту было возвращено его историческое имя: он вновь стал Зелёным.

Сегодня мы вновь приглашаем всех гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля «Оболенский» на прогулку по набережным Мойки. Тема путешествия – Мойка и ее «цветные» мосты.-4

Это очень-очень кратко-кратко история Зелёного моста, мы обязательно расскажем ее подробнее, просто иначе мы с другими цветными мостами познакомиться не успеем!

Красный мост (Гороховая улица)

Как неизменно сообщают Путеводители – «Единственный мост, у которого сохранился исторический внешний вид...» Да-да, тот самый вид, который был заложен в «образцовом» проекте Вильяма Гесте. «Простое и в то же время элегантное решение конструкции, удачная композиция и изящные пропорции органично вписываются в общий рисунок набережной Мойки...» Красиво и чётко по делу.

Сегодня мы вновь приглашаем всех гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля «Оболенский» на прогулку по набережным Мойки. Тема путешествия – Мойка и ее «цветные» мосты.-5

Изначально Красный и Зелёный мосты – фактически «братья-погодки»: датой рождения будущего Красного считается 1717 год. Также все Путеводители считают своим долгом поведать, как именно был устроен самый первый Красный мост. Мы тоже поведаем: для беспрепятственного прохода мачтовых судов посредине моста была предусмотрена щель шириною примерно в один аршин (а не в «70 см», как пишут Путеводители – сантиметры на Руси появились значительно позже :-). В рабочем состоянии эту щель закрывали деревянными щитами, а когда нужно было пропустить судно – их поднимали, вот так это и работало. Потом шли годы и века, Красный мост перестраивался и реконструировался, но так и оставался Красным. И очень хорошо, что оставался и остается!

Сегодня мы вновь приглашаем всех гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля «Оболенский» на прогулку по набережным Мойки. Тема путешествия – Мойка и ее «цветные» мосты.-6

Синий мост (Исаакиевская площадь)

Каждое описание Синего моста должно начинаться со слов «Самый широкий мост в Санкт-Петербурге» и «Стоя на нём, многие гости города даже не сразу замечают, что находятся уже на мосту, а не на берегу!» Не будем оригинальными и тоже начнем с этого. Самый широкий мост и в Европе? Нет, не слышали. Но ширина моста действительно впечатляет, «по документам БТИ» – 97,5 метра, это почти в три раза больше его длины!

Однако самым широким Синий мост сделался не сразу. Самой первой была «деревянная версия» от 1737 года, и создал ее всё тот же голландский «разных художеств мастер» Харман ван Болес, что построил и мосты Зеленый и Красный. Далее последовал «образцовый проект» Вильяма Гесте, осуществленный в 1818 году, опять же, чуть позже Зеленого и Красного моста.

Сегодня мы вновь приглашаем всех гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля «Оболенский» на прогулку по набережным Мойки. Тема путешествия – Мойка и ее «цветные» мосты.-7

Главное же событие в жизни Синего моста произошло в 1844 году. Близилось к завершению возведение Исаакиевского собора, оформлялась Исаакиевская площадь перед ним, строился Мариинский дворец. И вот как раз в целях создания единой композиции и было проведено «решительное расширение» Синего моста. Как раз тогда он и сделался самым широким, уж в Санкт-Петербурге точно.

Сегодня мы вновь приглашаем всех гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля «Оболенский» на прогулку по набережным Мойки. Тема путешествия – Мойка и ее «цветные» мосты.-8

Певческий мост (набережная Мойки, 10, «в девичестве» – Жёлтый)

Появление будущего Певческого моста тоже было связано со «структурной перестройкой» в центре Санкт-Петербурга. В 1834 году на Дворцовой площади вознесся Александрийский столп, и по случаю сего торжественного события на Дворцовой должен был пройти масштабный воинский парад. И вот для четкого и беспрепятственного выхода полков на площадь – сам Огюст Монферран строит на Мойке совершенно новый деревянный мост. «Цветовая гамма» на Мойке уже сложилась, так что выбирать название и «колор» долго не стали: перила нового моста окрасили в жёлтый цвет, и назвали соответственно.

Сегодня мы вновь приглашаем всех гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля «Оболенский» на прогулку по набережным Мойки. Тема путешествия – Мойка и ее «цветные» мосты.-9

Вот только продержалось название недолго, как, собственно, и сам деревянный мост – всего несколько лет. Само место оказалось удачным, так что в 1840 год был выстроен мост уже чугунный, гораздо более широкий и красивый, и тем «замкнувший» общий ансамбль Дворцовой. Но жёлтому цвету места не нашлось, и новый мост нарекли Певческим, по Певческой капелле совсем рядом. Между прочим, самым первым по Певческому мосту прокатился в экипаже сам император Николай Павлович! Причем это мероприятие так понравилось государю, что он и спустя 10 лет решился первым ступить на Благовещенский мост, первый «стационарный» мост через Большую Неву – но это уже другая история.

Сегодня мы вновь приглашаем всех гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля «Оболенский» на прогулку по набережным Мойки. Тема путешествия – Мойка и ее «цветные» мосты.-10

А в этой истории – пока точка.

Совсем небольшая: про Зелёный мост мы скоро расскажем гораздо подробнее.

Так что ждем вас на новые прогулки по набережным Мойки, встречаемся на нашем традиционном месте: Санкт-Петербург, улица Пестеля 1/12, отель «Оболенский».

До встречи!

Сегодня мы вновь приглашаем всех гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля «Оболенский» на прогулку по набережным Мойки. Тема путешествия – Мойка и ее «цветные» мосты.-11

На страничке «Отель Оболенский Санкт-Петербург» – интересные истории, наблюдения, лирические зарисовки и путевые заметки, и наши собственные, и гостей нашего отеля. О Санкт-Петербурге, об улицах и проспектах, о реках и каналах, о домах и мостах – и, конечно, о самых замечательных людях Питера. «Санкт-Петербургу – с любовью». Ставьте лайк, подписывайтесь – новые интереснейшие истории совсем скоро.

Отель «Оболенский» - для всех, кто приезжает в Петербург. Для кого каждая поездка – это еще и встреча с прекрасным городом и его удивительной историей, увлекательное путешествие по его прошлому и настоящему. Отель «Оболенский»: история в ультрасовременном прочтении. https://obolenskyhotel.ru/