98,9K подписчиков

Две карикатуры столетней давности про особенное немецкое кино

28K прочитали

Что хочет видеть на экране массовый зритель? Ответ на вопрос дают две яркие карикатуры, опубликованные аж в 1919 году, еще в эпоху «Великого Немого». Сами рисунки могут показаться ничего не значащими, но главное в них слова героев: готовой на все кинозвезды и похожего на работорговца кинопродюсера. Но об этом чуть позже.

Общественное достояние
Общественное достояние

Несмотря на разруху после поражения в Первой мировой войне, в Германии, как и во всем мире, в первые послевоенные годы наблюдается небывалый расцвет кинематографа. Это важнейшая (и Ленин тут безусловно прав) отдушина для миллионов людей, потерявших работу, состояние, здоровье, близких и смысл жизни.

С 1896 по 1944 гг. в Германии выходил еженедельный журнал сатиры и юмора «Simlicissimus», в котором печатались высокохудожественные карикатуры, фельетоны, юморески. Один из ноябрьских номеров за 1919 год был полностью посвящен кинематографу.

На обложке еженедельника красовалась вот такая карикатура:

Общественное достояние
Общественное достояние

В качестве подписи – вызывающая фраза кинодивы:

- Просветительский фильм – это ерунда! Публика хочет познать мои формы!

Дословный перевод отражает суть, но не передает важную для немецкого языка игру слов. Термин «Просветительский фильм» (Aufklärungsfilm), он же «Образовательный» или «Учебный фильм», это особенный жанр в немецкоязычном киноискусстве, появившийся в годы Первой мировой войны.

Поначалу эти ленты задумывались как научно-популярные короткометражки, рассказывающие солдатам (и не только) о печальных последствиях беспорядочных половых связей, однополых отношений, алкоголизма и других вредных, но неистребимых привычек.

После краха и капитуляции Германии в 1918 году, «просветительские фильмы» продолжили снимать, но уже с целью наживы. Под видом образовательного кино в кинотеатрах стали показывать откровенную «чернуху», чем-то похожую на советские фильмы последних лет Перестройки. Да и названия были соответствующие, например, «Гиены похоти».

Зрители валили в кинотеатры не для того, чтобы узнать что-то новое, а ради полуодетых и даже полностью раздетых красоток. По современным меркам, кстати, вполне пристойно, но для тогдашних обывателей шокирующее зрелище.

Соответственно, совсем другие требования стали предъявлять к актрисам. Конечно, и ранее в кино попадали девушки только с прекрасными внешними данными. Но без профессионального образования или природного таланта даже в немом кино делать было нечего.

С расцветом «просветительских фильмов» продюсеры и режиссеры, обратили внимание на старлеток без комплексов, готовых демонстрировать свое тело, а не свой талант.

Вот и в том же номере журнала «Simlicissimus» карикатура на типичный кастинг того времени:

Общественное достояние
Общественное достояние

Владелец киностудии заявляет очередной девице:

- Вы не подходите. Для наших фильмов нужны ноги получше!

Кстати портреты на стене – это рисованные шаржи на настоящих актеров – звезд немецкого кино того времени.

Взлет откровенного кино продолжался в Германии недолго. Все-таки в тогдашней пуританской Европе о теле и об отношениях еще не принято говорить вслух.

В 1920 году в стране ввели цензуру. Т. н. «просветительские фильмы» исчезли из кинотеатров.