Здравствуйте! На спектакли ходят абсолютно разные люди, и не все они культурные театралы, соблюдающие приличие. Бывают такие зрители, которые артистам потом в страшных снах являются, которые портят спектакли и мешают всем окружающим. У меня есть четыре категории зрителей, которых лично я побаиваюсь.
Да, конечно же, артист должен быть профессионалом, и что бы не случилось, не выходить из образа и не рушить нить повествования. Нас учили -даже если в зале всё идёт кувырком, если пожарная тревога включилась, играем и не выходим из образов пока режиссёр или помреж не объявит, что нужно это сделать. Иногда артисты не выдерживают откровенного хамства или неуважения и могут сделать замечание зрителю. Я кстати не приверженец такого подхода.
Не так давно Евгений Миронов остановил спектакль в театре Наций и сделал замечание зрителю, у которого долго звонил мобильный телефон. Когда звук телефона был выключен, тогда Миронов продолжил с того же места, где остановился. Я против таких выходов из роли! Есть же администраторы и охрана, а если они бездействуют, то надо проводить беседы с ними, а не со зрителями. Вот уверен я что не может артист так поступать, особенно из-за звука телефона. Да, неприятно, да, отвлекает, но ты же профессионал и умеешь строить 4-ю стену. А вы что думаете про случай с Мироновым?
Но я отвлёкся. Итак, четыре разновидности зрителей, которых я (и не только я) побаиваюсь в театре.
Школьники старших классов
Их часто приводят в театр на спектакли по школьной программе. Они приходят классом, а иногда и 2-3 класса и, как правило, всего с одним или двумя сопровождающими. Конечно, бывают прекрасные, воспитанные и организованные школьники. Но почти всегда среди них найдётся компания хулиганов. Мы часто перед спектаклями смотрим в зрительский зал за сценой, и если я видел толпу школьников старших классов, сердце всегда немного учащало биение. Обычно сразу понятно, как они себя будут вести.
Если они смеются, не особо слушаются своего учителя, начинают бегать по залу и т.д., жди беду. У меня много историй как школьники портили спектакли: начиная от банального шума и заканчивая броском сырого яйца в моего друга. Он тогда чудом увернулся, но яйцо разбилось о декорацию, вызвало смех (а вернее гогот) в зале и испачкало пол посреди сцены. В общем, побаиваюсь я играть на школьников.
«Мёртвый зал»
Этого я боюсь сильнее. «Мёртвый» зал бывает обычно на заказанных спектаклях. Например, мы играли для целого зала солдат. Они весь спектакль сидели, как по команде «Смирно!», не шелохнулись и ни как не реагировали. Всё-таки, спектакль сильно зависит от зрительских реакций! Нас заряжает смех, вздохи, да любые реакции создают диалог артиста и зрителя. А если зал «мёртв», то и спектакль идёт с другой энергией.
Такое бывало часто в моей практике: играли для депутатов КПРФ, и тоже они сидели и смотрели комедию без единого смешка. Но самое яркое впечатление - это спектакль в женской колонии. Мы вышли на сцену, а они все в пол смотрят, пока им надзиратель знак не подал. И весь спектакль в тишине со звенящей атмосферой в воздухе. У меня чуть панические атаки на сцене не начались. Ух!
Я денег заплатил, играйте, клоуны!
А эту категорию зрителей я не то что бы побаиваюсь, но дискомфорта от них, пожалуй, больше всех. Эта такие зрители, которые считают, что раз они купили билеты, то их должны обцеловывать в мягкие места. Никогда не забуду мужичка, который опоздал на полчаса, зашёл в зал и начал в полный голос возмущаться, мол, как это так - он купил билет за 10 тысяч, а эти актёришки не могли его подождать.
Или другой мужичок - ему позвонили во время самой тихой сцены, он взял трубку и в полный голос говорит: «Алло! Да! Я на спектакле, но слушаю! Так себе спектакль, не стоит тех денег, что я заплатил». А когда к нему подошла администратор и попросила выключить телефон, он начал орать на неё, мол, он денег заплатил и имеет право делать что захочет. Вот таких бы я за шкирку из зала выгонял будь моя воля!
Комментаторы
А этих прям очень боюсь. Мне часто «везло» на таких зрителей. Представьте: играю спектакль, и слышу как каждый мог шаг, каждое моё слово комментируют. Сидят, например, муж с женой в первом ряду и обсуждают правильно ли мой герой поступил или строят догадки что будет дальше. Причём, многие это делают не со зла - я вижу что они сильно погружены в действие, глаза наполнены переживаниями за происходящее, но то ли воспитание дурное, то ли такой психотип - забывают про всех вокруг.
Однажды в первом ряду сидела очень милая бабушка. Я её тоже на всю жизнь запомнил - комментировала буквально всё. И так громко! А когда была кульминация спектакля, она прям закричала что-то вроде: «Божечки! Да что ж это делается, люди добрые!» и зал начал смеяться. И вот это самое страшное - когда зритель выключается и начинает реагировать на вопли зрительницы, а не на нашу историю.
Вот такие у меня лично зрители, которых я побаиваюсь. Конечно, что бы не случалось на сцене, я всегда старался не выключаться и честно делать своё дело. Но мы артисты тоже живые люди, а не роботы. Мы, разумеется, реагируем на дурное поведение и что-то может выбить из роли или даже полностью сорвать спектакль. От всей души вам желаю не сталкиваться с такими зрителями в зале и только прекрасных спектаклей!
А у вас были в театре подобные истории? Встречали зрителей, которые мешали и вам, и артистам? Напишите, пожалуйста, в комментариях!
Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин