#большаяпрогулка
Василий Петрович Стасов оставил не только богатое архитектурное наследие. Его сын Владимир стал лидером мнений всего российского искусствоведения в его передвижническом толке. Имя другого сына, Дмитрия, выбравшего стезю адвоката, гремело на всю страну во время судебных процессов. Наконец, внучка Елена — ближайший соратник Ленина и ключевая фигура советской номенклатуры. Именно поэтому в отличие, скажем, от Константина Тона Стасова чествовали во все времена. Ко дню рождения зодчего сделаем это и мы, рассказав вместе с гидом Павлом Перцем о пяти петербургских зданиях, возведенных по его проектам.
📍 Преображенский собор
Стасов был преображенцем в буквальном смысле этого слова, поскольку в молодости проходил службу в известном полку. Изначальный храм был построен на месте полковой избы. В ночь на 25 ноября 1741 г. сюда явилась Елизавета Петровна с вопросом «Вы знаете, чья я дочь?». Ответ вылился в госпереворот, в результате которого она села на трон. В 1825 г. деревянная церковь сгорела. И тогда Стасов возвел храм, достойный первого гвардейского полка. Дополняет величие Спасо-Преображенского собора ограда с трофейными турецкими пушками, установленными дульными срезами вниз, как символ того, что они уже никогда не будут стрелять. Внутри собора, кстати, есть точная копия полкового знамени 1742 года, пожалованного Елизаветой преображенцам. Полотнище создано специалистами Государственного Эрмитажа при поддержке ПАО «Газпром» в точном соответствии с историческим образцом и вышито, как и в то время, руками.
📍 Нарвские ворота
Изначально арка была возведена на скорую руку из дерева и гипса по проекту Кваренги. Но, пришедшая в негодность, она была полностью переработана Стасовым, который предложил строить из кирпича и обшивать медными листами. Для этого над строительной площадкой был сооружен громадный шатер из дерева, внутри которого работали кузницы. Это привело к гигантскому пожару, но, как писал директор Академии художеств Оленин, «огонь высушил кирпичную кладку гораздо скорее, нежели ожидать можно было». Когда установили конную группу, выяснилось, что она шатается от ветра. Чтобы не искажать скульптуры подпорками, Стасов предложил связать коней «ременными поясами», переброшенными по их спинам. Строительно-инженерный гений зодчего сказался и здесь.
📍 Зимний дворец
Да, мы не ошиблись. Безусловно, это шедевр Растрелли, но вот беда: в декабре 1837 года здание сгорело, в результате чего были полностью уничтожены второй и третий этаж. Руководил восстановительными работами Василий Стасов. Например, Иорданская лестница, с которой начинается знакомство с музеем у большинства туристов — его реставрационная заслуга. Ну а Большой, или, как его еще называют, Николаевский зал, — это проект уже непосредственно Стасова. Обычно, когда говорят про зодчего, данный этап его работ упускают, но мы хотим восполнить этот пробел.
📍 Троице-Измайловский собор
На момент постройки — самый большой собор Российской империи. Здание можно смело назвать апофеозом стиля ампир среди культовых сооружений. Полковой храм вмещал в себя 3000 человек. Он стал градообразующим элементом для района измайловских рот (ныне Красноармейские улицы), а его купол до сих пор хорошо просматривается из многих точек в центре Петербурга. В 1969 году со стороны Измайловского проспекта установили бюст архитектора Василия Петровича Стасова, который исчез оттуда в 2005-м, но вернулся на свое место 13 лет спустя отреставрированным.
📍 Казармы Павловского лейб-гвардии полка
Про павловцев Кутузов говорил, что «храбрость и быстрота их предшествовали победам». Правда, в народе этих солдат величали «павлоны-солдафоны». Стасов ориентировался, безусловно, на воинский ореол Павловского полка и возвел величественное здание под стать их боевой славе. Чтобы избежать монотонности, он разделил фасад на пять частей, выделив центр здания мощным портиком из двенадцати колонн. Возведение казарм совпало с перепланировкой Марсова поля, и мощный классический фасад с тех пор является одним из его символов.