Найти тему

Санкционное право, лево, прямо

На протяжении ряда последних лет в мире все как то пошло не логично и не планомерно, особенно в последние полтора года. Одни пытаются удержать то, что есть, другие пытаются получить то, что хотят, третьи не приняли решение до конца и качаются от одних к другим, до конца не зная к кому примкнуть, четвертые остаются в нейтральном состоянии, при этом не упускают свою выгоду находясь в этом статусе. В любом случае, у международного бизнеса, да и внутреннего тоже, появилась головная боль в виде санкций, которыми обмениваются все кому не лень. В юридических кругах, все санкционные директивы, предписания, запреты, указания и т.д. принято называть санкционным правом. Санкционному праву не обучают в ВУЗе, его постигают на собственном опыте и опыте коллег-юристов, которым пришлось столкнуться с проблемой своих доверителей или работодателей. И так, постараюсь рассказать доступным языком про санкционное право, т.к. оказывая юридические услуги в области внешнеэкономической деятельности крупным российским и иностранным компаниям мне пришлось с ним столкнуться буквально через несколько дней в 2014 году.

Санкционное право включает в себя нормы, которые вводятся одним или несколькими государствами, с целью законодательного регулирования отношений по введению, исполнению, соблюдению, отмене, преодолению последствий санкционных и контрсанкционных ограничений с целью влияния на политическую, экономическую и социальную ситуацию в одном или нескольких государствах. Однако, в соответствии со статьей 51 Устава ООН, принуждение в современном международном праве допустимо либо в качестве меры в ответ на международно-противоправное деяние (в виде санкций или контрмер), либо при осуществлении права на самооборону. При этом, в свете положений норм ООН, для применения санкций необходимо согласование решения об имплементации постоянными членами Совета Безопасности. Вместе с тем, санкции которые введены в настоящее время целым рядом государств в отношении России и ряда других государств не имеют ничего общего с санкциями вводимыми ООН и по своей сути являются механизмом политического, экономического и социального давления. Но оставим это для научных трудов и исследований, т.к. нам важно найти пути решения по обходу введенных санкций и получению бизнесом прибыли - как своей основной цели. Что же нужно сделать для этого? Конечно же обзавестись специалистом, который создаст в компании систему санкционного комплаенса и будет постоянно мониторить ситуацию, с целью исключения нежелательных последствий для компании. Честно говоря, держать у себя в штате такого специалиста может позволить себе не каждая компания, т.к. человек вложил в себя много сил и средств для получения знаний и опыта, соответственно, свой труд он будет оценивать высоко, т.к. это не просто составить какой-то рядовой договор или сходить в суд. От того, как он будет выполнять свою работу, зависит благосостояние компании. К тому же, специалистов в этой области мало и на все АО, ООО, ИП и НКО их не сыскать. Выход один - обращаться по мере необходимости к специалистам в этой области. В любом случае, что штатный юрист, что сторонний, должны будут предпринять ряд шагов для того, чтобы обезопасить компанию.

До заключения контракта, в дополнение к стандартной проверке о должной осмотрительности (платежеспособности и добросовестности контрагента) необходимо провести проверку по санкционным спискам, при этом, проверку необходимо проводить не только самого потенциального контрагента, но и его владельцев. Это связано с тем, что при санкциях действует правило «50%», а именно: если компания, попавшая под санкции, владеют другой компанией более чем на 50%, то дочерняя структура также признается подсанкционной компанией в целях исполнения санкционного законодательства. При этом, дочерняя организация может и не быть внесена в санкционные списки. Потенциального контрагента, ее участников, бенефициаров и аффилированных лиц проверяем только по актуальным санкционным спискам ООН, США, ЕС и других стран, при этом, особо обращая внимание на информацию, содержащуюся в списках: специально выделенных и заблокированных лиц; лиц, в отношении которых введены секторальные санкции; лиц, уклоняющихся от санкций; лиц, подпадающих под финансовые санкции; лиц, которым запрещено осуществлять экспорт или имеющих специальный допуском к осуществлению экспорта товаров.

Также, до заключения контракта необходимо провести проверку самого поставляемого товара, т.к. если товар внесен в перечень запрещенных товаров к экспорту/импорту как в Россию так и из России, то напрямую не получится его приобрести или продать, в связи с чем, необходимо будет искать третьих лиц из числа нейтральных, которые за определенное вознаграждение окажут в этом помощь. Также необходимо проверить, не относится ли поставляемая продукция к товарам военного или двойного назначения. Помимо проверки самой продукции, необходимо провести проверку целей ее использования. Поставщик (производитель продукции) должен убедиться в целях использования его продукции.

Аналогичным образом придется провести проверку грузополучателя по санкционным спискам и всех посредников (агентов), а также проверку места поставки, т.к. действующие в настоящее время санкции в отношении России запрещают поставлять товары например в Крым и другие места, при этом, российский поставщик не имеет права отказаться от подобных поставок в силу законодательства.

И самое главное, в обязательном порядке необходимо провести проверку договорного порядка оплаты для компании-покупателей из списка секторальных санкций т.к. например директива №2 принятая США, запрещает предоставление компании из санкционного списка отсрочки по оплате более 60 календарных дней, а директива №2 запрещает финансирование на срок более 30 календарных дней. От того, будет или не будет проведена проверка порядка оплаты, будет зависеть финансовая составляющая контракта, а соответственно и его исполнение.

В заключении хотелось бы напомнить о том, что в ходе проверки внешнеторговых договоров необходимо обращать внимание на размеры штрафных санкций, которые устанавливаются на условия, запрещающие работать с компаниями под санкциями. В настоящее время практически все иностранные компании проводят свой аудит, поэтому не стоит надеяться на то, что иностранный контрагент пропустит фигуранта санкционного списка.

В целом, несмотря на наличие огромного количества санкций, они обходятся вполне законными способами, т.к. еще никто не изобрел способа раз и навсегда установить какой либо запрет. Да и государство сейчас смотрит «сквозь пальцы» на то, как подсанкционные товары ввозятся в Россию, при этом, от участников ВЭД требуется соблюдать всего лишь формальные таможенные правила.

Работа специалиста по санкционному праву больше похоже на работу аналитика, который кроме того где и как найти определенную информацию сможет ее проанализировать и связать воедино все правила и номы принятые в разных странах и наложить на законодательство России. На первый взгляд, понять санкционное право трудно, однако, если с этим постоянно работать, то в этом нет ничего сложного и наоборот – это очень интересно, т.к. позволяет развивать свой кругозор.