Найти тему
2,4K подписчиков

Актеры умирали как солдаты...

Судьба подарила Александре Федоровне встречу с благородным, чутким Анатолием Ивановичем Добкевичем, который следовал за ней из театра в театр, лишь бы быть рядом с любимой.

Александра Федоровна писала о Добкевиче: «Теперь так не любят. Этот человек - романтик… его все любят, все уважают и ценят. Он умный, интересный и очень добрый».
Не отдавая себе отчета, Александра Перегонец встала на путь противостояния фашизму. В середине февраля стало известно, что Анатолия Ивановича перед смертью страшно и долго мучили: ему выкололи глаза и отрезали язык. Но он не сдался. Его трагическая смерть потрясла людей, но не удивила. По-другому и быть не могло. Ведь его игра не только восхищала, но воспитывала высокие патриотические чувства.

С января 1942 года начался массовый угон молодежи в Германию. Родители хотели спасти детей: прятали, делали фальшивые справки о болезнях, наносили себе увечья...Положение театра становилось катастрофичным, немцы требовали немедленно играть спектакли.
Случившееся со Смоленским и Добкевичем пугало и актеры склонялись к тому, чтобы играть. Александра Перегонец отрицательно качала головой: "
Я не могу".

Александра Федоровна яростно сопротивлялась, отказываясь служить врагам. Художник театра Николай Андреевич Барышев предложил актрисе открыть театральную студию, объявив немцам, что в труппе не хватает молодых актеров... Ведь, объявив набор в студию, они спасут молодых ребят от угона в Германию.

Не служить врагам, помогать своим – это стало стимулом жизни Александры Федоровны. Немецкие власти разрешили набрать 2 группы – 40 человек, но удалось превысить лимит еще на 10 человек. По просьбе Барышева была зачислена в студию еще одна девушка – радистка, для связи центра с крымским подпольем. Работа в студии не была столь безопасной для Перегонец, ведь если бы рацию засекли, ответила бы и она.

Театр во время оккупации старался ставить пьесы в основном музыкальные комедии, с песнями и танцами. В них не было ролей для Александры Федоровны, да и товарищи ее щадили. Но когда власти выразили резкое недовольство тем, что лучшая актриса театра не появляется на сцене, она выбрала для себя комедию Гольдони «Хитрая вдовушка и ее четыре поклонника». Она играла почти машинально, без прежнего огня, на голом мастерстве. Просто потому, что заставляют...

Зато в студии через русскую классику она стремилась прививать любовь к родной стране... Со своими студийцами Перегонец выбрала для постановки сказку «Кощей Бессмертный», в которой заложены представления народа о добре и зле, о любви и верности, о борьбе с порабощением. Спектакль студийцев был дважды сыгран в сентябре 1943 года на сцене театра. Художник Барышев создал символические обобщающие декорации. Сначала на сцене возникал дремучий бор, упирающийся в колосники, - без неба, без единого луча солнца. Когда побежденный Иваном Кощей проваливался сквозь землю, на месте бора появлялась залитая солнцем поляна с тоненькой березкой. В сказке-притче прозвучала гражданская позиция режиссера Александры Перегонец. Ученики ее понимали и любили.

В патриотическую группу, организованную в Симферопольском театре художником Николаем Барашевым, входили: А.Ф. Перегонец, актер Д.К. Добросмыслов и его жена З.П.Яковлева, машинист сцены П.И.Чечеткин, костюмер И.Н. Озеров, портниха Е.Я. Кучеренко, уборщица П.Т. Ефимова и 16-летний ученик Н.Барышева – Олег Савватеев. Каждый из членов группы дал торжественную клятву верности делу борьбы с фашистами и никто в театре и в студии не догадывался о их деятельности. На их счету было немало патриотических дел: сбор разведданных, составление карты дислокации вражеских объектов, распространение листовок о положении дел на фронте среди населения, помощь военнопленным, снабжение партизан теплыми вещами и медикаментами. Эта группа входила в группу «Сокол», которая была организована городским парткомом.

Но одно дело для Александры Федоровны было особенно трудным, выше всех человеческих сил – присутствовать на пирушках фашистов. Александру Перегонец – как примадонну, приглашали высшие чины, и не раз она приносила от них важные сведения.

Успешное наступление Советской Армии осенью 1943 года вызвало ответные действия гитлеровцев – новую волну угона трудоспособного населения.

На 27 октября 1943 года гитлеровцы назначили отъезд актеров в Германию. За неявку – расстрел. Несколько сотрудников все же оставили при театре, чтобы не прекращались спектакли для офицеров и солдат вермахта. С огромным трудом Перегонец удалось получить освобождение от эвакуации из-за больной матери. В группу оставленных попали и подпольщики. Но главное, что их удерживало – жажда продолжать борьбу.

Потом начались аресты подпольщиков. Первым взяли в марте 1944 года студийца Владлена Батаева, который входил в комсомольское подполье, потом Ефимову и Чечеткина – в театре. Подпольный горком отдал приказ Барышеву уходить в лес. Но Барышев принимает решение отсидеться на конспиративных квартирах. Отсидеться не удалось. Вся группа была арестована, по доносу предателей.

10 апреля 1944 года арестованных вывезли за город. У мужчин руки были скручены проволокой. На некоторых не было обуви и верхней одежды – одно нижнее белье. Перегонец идти не могла: ноги искалечены пытками. Ее поддерживали товарищи. Их подвели к большим ямам для зенитных батарей, уже заполненных телами казненных. Барышев успел вырвать руку из проволоки , чтобы в последнюю минуту обнять и прижать к себе ученика Олега Савватеева. Как боролись вместе, так и погибли! Никто не купил себе жизни предательством...

Через три дня город был освобожден от немецких оккупантов.