ДЕКРЕТ О МИРЕ, 1957
Казалось бы, одиозная фигура, цербер на посту руководителя союза художников в 60-е. Гонитель и маловысокохудожественный живописец.
Хорошо помню школьные учебники по истории, в которых В. Серов, в отсутствии гениального В. Серова, иллюстрировал большевистский вариант (а других не было) революции 17 года и так называемую Лениниану (Ходоки у Ленина и пр.). И всё же…
Всё же именно Владимир Серов по тематике, мастерству и технике был наиболее близок к традиции передвижников и даже в чем-то им не уступал. Правда, нужны ли передвижники спустя почти век после заката передвижничества - большой вопрос.
И вот "Декрет о мире". Первый взгляд - окоп в полный профиль, солдатские будни, спящий солдат с винтовкой - центральная фигура композиции и ничего героического. А там, сильно вдали, кто-то размахивает какой-то бумажкой. Ах, вот ты какой, декрет - штык в землю, чепчик вверх. Ведь не поставил Серов этого красного комиссара на первый план, не дал ему ленинский прищур и картавость, не снабдил распахнутой шинелью и красным бантом. И не окружил внимающими солдатами.
А выставил на первый план всю неприглядную окопную правду. Спящего Явлинского, а не бодрого Суровикина. Получается, когда лежат солдаты и не стреляют - спокойно дети спят? Получается так.
Леонид СОКОЛОВ