663 подписчика

Театр и Церковь: как супруги-актеры спектакль поставили

«Каждый христианин может ­что-то принести в свою общину? А мы? Мы можем принести спектакль». Так говорят создатели театрального полотна «Чехов. Сцены из жизни» по мотивам пьесы «Дядя Ваня», который был показан в Просветительском центре Феодоровского собора. О жизни, творчестве, вере и о новом спектакле журнал "Вода живая" поговорил с режиссером Романом Грибковым и его супругой, актрисой и театральным педагогом Марией Маркеловой.

Роман Грибков и Мария Маркелова
Роман Грибков и Мария Маркелова

Друг о друге

Роман: В моем представлении о Маше эти два понятия, человек и профессионал, взаимосвязаны. Наверное, потому что наша любовь возникла, еще когда мы учились в театральном институте. Я помню её еще во время вступительных экзаменов: как она со шляпой плясала, какое стихотворение читала.

Для меня самое важное в Марии то, что она меня всё время заинтересовывает: и как женщина, и как профессионал. Мне с ней приятно общаться и никогда не скучно. Она умная, красивая и в меру заботливая.

Мария: А у меня к Роме всегда очень высокие требования, как к супергерою. Мне кажется, он всё может. Я бы очень удивилась, если бы он сказал, что ему ­что-то не под силу. В течение всей нашей совместной жизни Рома постоянно удивляет меня новыми гранями своей личности, характера. Например, после съемок в фильме «Ржев» он принес фильм, который они с товарищами сняли буквально на коленке в перерывах основного съемочного процесса. Маленький трехминутный фильм о вой­не снят на смартфон на основе собственного сценария. Потом профессионалы сделали цветокоррекцию, озвучку, мне дали спеть в конце. И получился маленький художественный фильм. Называется «Половинки», его можно посмотреть на YouTube.

Когда речь зашла о постановке спектакля «Дядя Ваня» (который сейчас идет под названием «Чехов. Сцены». — Прим. ред.), я очень сомневалась. Мне было странно представить, как мы самостоятельно перейдем на профессиональную стезю. А Рома всё взял на себя. Он был не только режиссером спектакля, но и его продюсером, осуществлял подбор актеров, встречался с художником, сам делал декорации, реквизит.

Роман Грибков и Мария Маркелова
Роман Грибков и Мария Маркелова

О спектакле

— Как возникла идея совместного творчества — создания спектакля «Чехов.Сцены»?

Роман: Всё в моей жизни происходит спонтанно. Чехов — один из любимых авторов. У меня уже был опыт работы с этой пьесой в другом театре. И так оказалось, что вокруг меня собралась компания актеров, подходящих для каждой роли в этой пьесе. Конечно, меня волнует сам сюжет произведения. Как и во многих пьесах Чехова, в «Дяде Ване» находят отражение христианские мотивы и смыслы, о которых так или иначе постоянно размышляешь.

Мария: Кроме того, мы находимся в возрасте дяди Вани, мы понимаем всё, о чем там написано. Это пьеса уникальна тем, что в ней представлены все поколения с разницей в возрасте приблизительно в 10 лет, от 20 до 70. Интересно разбираться и раскрывать темы возрастных взаимоотношений.

Спектакль «Чехов. Сцены из жизни». Просветительский центр Феодоровского собора. 26 февраля 2023 года. Фото Юрия Торлопова
Спектакль «Чехов. Сцены из жизни». Просветительский центр Феодоровского собора. 26 февраля 2023 года. Фото Юрия Торлопова

О театре и кино

— Роман, сейчас вы в большей степени киноактер. Является ли для вас постановка спектакля возвращением к театральным истокам? Есть ли для вас особая привлекательность театра по сравнению с кино?

Роман: Да, конечно. В театре самое интересное — это репетиции. Во время репетиций нарабатываешь квалификацию, мастерство. Размышляешь о персонаже, словно раздвигаешь свое сознание. А в кино сейчас почти не репетируют. От тебя требуется предъявить набор профессиональных качеств, умений, навыков. Там нет возможности учиться. Театр в большей степени дает возможность для профессионального роста, позволяет делать это глубже, вдумчивее, не суетясь.

Мария: Спросите у Романа, какой он режиссер, как он к актерам относится.

Роман: Мне кажется, я их очень люблю. Мне важно в работе над постановкой отталкиваться от актера: от его органики и философии, внешности и заинтересованности.

Мария: А еще Рома очень терпеливый.

О самостоятельности

— Роман, в спектакле «Чехов.Сцены» вы выступили не только как режиссер и актер, но и как непосредственный создатель декораций и реквизита. Не почувствовали ли вы в этом некую театральную естественность, своего рода первобытность, когда всё для спектакля создается собственными силами?

Роман: Да, так и есть. Однако для нас это не было в диковинку. В нашем окружении есть люди, которые уже шли этой тропой. Наш педагог по речи Александр Янович Стависский так же начинал свой кукольный театр: сам всех кукол вырезал. А поскольку я достаточно смелый человек и мгновенно принимаю решения, я просто начал это делать. Такой уж у меня характер. Кроме того, у меня есть профессия художника-­реставратора изделий из дерева. Еще до поступления в театральный я окончил реставрационный лицей. Поэтому умею ­что-то делать своими руками.

Собственное дело дает тебе право мыслить самостоятельно. Не завися ни от кого, становишься творцом, художником, философом. В этом и прелесть: тебе никто не диктует, как надо понимать Чехова.

Спектакль «Чехов. Сцены из жизни». Просветительский центр Феодоровского собора. 26 февраля 2023 года. Фото Юрия Торлопова
Спектакль «Чехов. Сцены из жизни». Просветительский центр Феодоровского собора. 26 февраля 2023 года. Фото Юрия Торлопова

Об авторском тексте

— Современный театр достаточно вольно относится к авторскому тексту. Зачастую мы видим на сцене режиссерскую интерпретацию «по мотивам», которая может далеко отстоять от оригинала. Вы же относитесь бережно к авторским смыслам.

Мария: Да, к авторским темам и смыслам мы подходим с почтением. Самая главная задача — сохранение мысли. Разгадать её и донести до зрителя — самое ценное. Ведь столетия проходят! Астров в пьесе говорит: «Те, кто будут жить после нас, через 100, 200 лет — помянут ли они нас добрым словом?» А ведь это же мы — те, о ком говорил Чехов в этой пьесе! Когда начинаешь разбирать и постепенно понимаешь это, словно проходишь сквозь портал времени. И одна из задач творчества — создание художественного образа через разгадку первоначального художественного образа. Как в христианском мировоззрении — видеть во всем первообраз. Это даже потребность человеческая. Очень важно совпасть со зрителем в восприятии первоначальной идеи. Чем точнее мы угадываем её и чем точнее преподносим зрителям, тем лучше они её поймут.

О преподавании

— Мария, значимое место в вашей жизни заняла педагогика. Вы преподаете актерское мастерство детям и взрослым. Были ли у вас неожиданные открытия в этой работе?

Мария: Я стала преподавать почти сразу после окончания театрального института. Нашему старшему сыну Степану было девять месяцев, когда мне позвонил наш педагог Семён Семёнович Сытник и сказал: «Хватит сидеть дома, иди работать». Во Дворце учащейся молодежи была театральная студия, она стала моим первым местом работы.

Сейчас я преподаю актерское мастерство онлайн. Когда ко мне приходит ребенок, молодой человек или взрослый, я радуюсь: я могу поделиться с ними тем, что люблю. Мой любимый жанр среди речевых — художественное слово. Им можно заниматься онлайн: можно вместе читать, репетировать, готовить номер.

Я доверяю способу работы онлайн, поскольку есть результат, прогресс, раскрытие творческой личности. Однажды ко мне пришла девочка 11 лет. Через пару месяцев нашей работы она стала победителем на грантовом конкурсе в жанре «Художественное слово» среди 2000 конкурсантов. Это победа была не только для нее, но и для меня.

Работа с текстом — это словно работа с матрицей. Нужно разгадать авторские смыслы в художественном слове. Это всегда открытие. Работа не прекращается, даже когда номер готов: и после можно найти новые смыслы. Грани личности автора и исполнителя многообразны, их можно долго искать и полировать. Я считаю, что в этом мы похожи на садовников: мы выращиваем тему, номер. Художественное слово — это маленький чтецкий театр, моноспектакль. Это всегда создание художественного образа.

— А еще вы написали книгу «Актерский тренинг не только для актеров».

Мария: Книга — это моя гордость. Её первую редакцию от начала до конца придумала я: и текст, и оформление. У меня родился второй ребенок, и 40 бессонных ночей, чтобы не сойти с ума, я писала книжку. Она составлена на основе программы, которую я разработала, когда 20 лет назад пришла в педагогику. Первая редакция книги вышла тиражом всего 40 экземпляров, с её изданием помогал Рома.

Потом я решила выпустить вторую редакцию, в нее также вошли заметки, которые я публиковала в одной из соцсетей. Появился целый раздел под названием «Контрамарка для блогера»: как выйти в эфир, не бояться, как удержать аудиторию.

«Каждый христианин может ­что-то принести в свою общину? А мы? Мы можем принести спектакль». Так говорят создатели театрального полотна «Чехов.-5

О вере

— Героиня пьесы Чехова «Три сестры» Маша говорит: «…человек должен быть верующим или должен искать веры». Расскажите, о вашем пути к вере.

Роман: Я считаю, что делаю только первые шаги на этом пути. В этом смысле я не уникален, Господь пришел в мою жизнь именно как Спаситель. Я за Него хватался, когда мне было плохо. И помощь приходила ко мне именно философией христианской и через людей, которые мне помогали. Мой путь к вере — это путь человеческих ошибок и попытка их исправить.

Когда встречаешься с таким явлением, как вера, понимаешь, что её нельзя ни спрогнозировать, ни систематизировать. Она, как стихия: как море, как ветер. Конечно, и от тебя многое зависит, но в ­какой-то момент понимаешь, что как личность больше уже ничего не можешь, ты всё сделал: что надо и что не надо. А дальше — что? И в это время приходит помощь свыше.

В моем случае — через открытие христианства, хотя оно и было в моих корнях: оба моих прадеда были священниками. Но дальше — ни бабушка, ни дедушка не были верующими, и, соответственно, не было в семье ни соблюдения молитвенных правил, ни посещения храма. Таковы были обстоятельства жизни в то время. Однако я убежден, что, как ни скрывай, зерна веры всё равно в семье остаются. И спустя годы это пришло ко мне — уже как помощь. Чтобы выжить. Вера — как посох, на который можно опереться, когда устал и когда тяжело.

Мария: А меня привела в христианство моя старшая подруга. Она мне рассказывала о своей вере, о храме, который посещала. И в 16 лет я крестилась, это было мое самостоятельное решение. Но воцерковляться я стала, только когда попала в Феодоровский собор. В самом начале этого пути мы участвовали в совместном выезде с другими прихожанами в Гатчинский район на место, где ­когда-то была часовня, а потом образовалась помойка. Четыре дня мы вместе с батюшкой расчищали это место, доставали мусор, докопались до слоя аж 1970‑х годов! Там были жестяные банки из-под сгущенки, тушенки этого времени.

Мы обнаружили фундамент той часовни, и через четыре дня там была отслужена Литургия. На меня это произвело очень сильное впечатление. Я почувствовала, что я — соль земли, и я могу ­что-то изменить. Это каждый из нас почувствовал. До сих пор, когда мы видим друг друга в Феодоровском соборе, мы бросаемся друг другу в объятия, мы рады видеть друг друга. Это особое братство, возникшее через общий труд и общую молитву.

А когда Рома попал в сложную ситуацию, мы с подругой поехали в паломничество в монастырь, и там я её спрашиваю: «Как ты думаешь, это вообще помогает — то, что мы сейчас делаем?» На что она поворачивается ко мне и говорит: «Посмотри, сколько нас! Нас — армия!» И тогда в меня вновь влилось ощущение того, что с Богом я многое могу.

Уже 13 лет в нашей жизни есть Феодоровский собор. В нем мы покрестили наших младших детей. Там мы с Ромой прошли оглашение, а сейчас я пошла на богословские курсы. Наш путь к вере не прекращается. И я думаю спектакль «Чехов.Сцены» — это тот же путь. Путь к Богу.

Решение сыграть спектакль в Просветительском центре Феодоровского собора было абсолютно естественным. Как у первых христиан: что мы можем принести в общину? Мы можем принести спектакль.

Зрители во время спектакля
Зрители во время спектакля

О преображении

— Роль подчас требует существенного преображения как внешних черт, так и характера. Но вот роль сыграна, и ты снова остаешься самим собой. Христианская жизнь подразумевает путь постоянного преображения: от ветхого человека до приближения ко Христу. Были ли в вашей жизни моменты преображения, о которых вы можете сказать, что после них вы перестали быть прежними?

Роман: В актерском деле существует скорее перевоплощение, а не преображение. Оно тоже требует труда и больших усилий, но ­все-таки это проще.

Как раз в «Дяде Ване» мы стремимся к преображению. Это основная мысль нашего спектакля. Все персонажи этого спектакля преображаются, изменяются. Необходимо, чтобы это происходило с каждым из них.

Мария: Такова особенность русской литературы. Во всех великих произведениях герой обязан пройти духовный путь и преобразиться. Это то, чего интуитивно в течение всей жизни ищет каждая человеческая душа.

Мне кажется, моментом преображения для меня стало материнство. Я не думала, что кроме старшего сына Степана у нас будут еще дети. Только воцерковляясь, я поняла, что хочу физически проявить свою любовь к семье: к мужу, к сыну. Семья для меня стала иметь другую ценность. Я поняла, что нам нужен второй ребенок. Очень долго я вынашивала эту мысль, прежде чем смогла сказать Богу: «Да, я готова»

Разница между нашим первым и вторым ребенком — 15 лет. Я была уже достаточно взрослая женщина. В то время я была в группе по чтению Псалтири в Феодоровском соборе. Когда пришло время рожать, я написала им. Я знала, что в этот момент за меня молится человек сто. И я очень это ощущала. Я была как будто за руку ­кем-то поддерживаема, и рождение Лени прошло наилучшим образом.

А в этом году с Леней случилась беда, он попал в реанимацию. Опять за него молился весь Феодоровский собор. Мне моя подруга сказала: «Не волнуйся, мы стоим молитвенной стеной». За годы воцерковления я научилась чувствовать молитвенную поддержку. Возможно, это преображение не столь значимо, лишь крупинка. А может, наоборот — самое важное, что случилось в моей жизни.

Третий ребенок к нам уже бонусом пришел. Было ощущение, что это было не от нас, а словно дано нам было.

Роман: Преображение в моей жизни — это как появившийся вдруг лучик света. Как Астров в «Дяде Ване» говорит: «Когда идешь темною ночью по лесу, и если в это время вдали светит огонек, то не замечаешь ни утомления, ни потемок, ни колючих веток, которые бьют тебя по лицу…»

В моей жизни этот огонек зажегся в конце концов. Преображение — это события моей жизни. Например, когда меня поддержали друзья. Хотя, как мне казалось, я не был достоин этой поддержки. Я был слаб, эгоистичен, безответствен. Я провалил работу, на которую вызвался. Меня надо было взять и выкинуть. А меня поддержали, помогли.

Или внезапное ощущение присутствия Святого Духа. Я не могу сказать, что на меня хлынул поток света, зазвонили колокола, запели ангелы. Нет, это не описать словами. Я просто ощутил благодать и очистился: чуть-чуть, на крупицу, но очистился.

О трудностях

— Трудно ли актеру оставаться христианином?

Роман: Христианином вообще сложно быть. Не думаю, что актерская профессия отличается в этом смысле от любой другой. И полицейскому, и врачу, и педагогу сложно быть христианином.

Как это ни удивительно, чем крепче вера, тем проще в профессии. Если же профессия начинает веру поджимать, то это беда не профессии, а твоей личности.

Мария: Мне кажется, с Богом проще. А актерская профессия очень даже душеспасительная.

Об учителе

— В актерскую профессию вас ввел мастер вашего курса Игорь Горбачёв, народный артист Советского Союза. Что самое главное он передал вам, что позволяет вам сейчас называть эту профессию душеспасительной?

Роман: Да, мы закончили «Школу русской драмы», созданную усердием Игоря Олеговича. Своим студентам он всегда говорил, что театр — это нравственная кафедра, и этого важно придерживаться. Его лозунгом было: «Театр должен научить, помочь, спасти».

Мария: Нельзя опускаться до пошлости, даже если она и преобладает в обществе. Актер должен не опускаться, а поднимать за собой. Это несут его ученики из поколения в поколение.

Беседовала Наталья Савельева для журнала «Вода живая»

путь к вере