1,3K подписчиков

Всё путём: Россия обкатывает маршруты по Севморпути

Рейс нефтеналивного танкера «Приморский проспект» - июль 2023 г.
Рейс нефтеналивного танкера «Приморский проспект» - июль 2023 г.

Танкер типа Афрамакс «Приморский проспект» впервые в истории российского судоходства доставит нефть из Усть-Луги в Китай через Северный Ледовитый океан. Судно направляется на север вдоль побережья Норвегии, указывая как пункт назначения китайский порт Жичжао в Китае, куда оно должно прибыть 12 августа.

Танкер, построенный в 2010 году и принадлежащий российскому Совкомфлоту, взял на борт около 730 000 баррелей нефти марки Urals в балтийском порту Усть-Луга, согласно данным отслеживания судов, сообщает агентство Bloomberg.

Пилотная партия в 0,73 млн баррелей — это настолько ничтожный объем для морских грузоперевозок, что его можно назвать гомеопатической дозой. Тем не менее, это событие широко осветили зарубежные СМИ. И вот почему.

Использование так называемого Северного морского пути, или СМП, через арктические воды у северного побережья России может сократить путешествие на две недели, или примерно на 30%, по сравнению с южным маршрутом через Средиземное море и Суэцкий канал. С учетом посуточной аренды танкера экономия на фрахте получится весьма существенной.

Санкции Евросоюза вынудили Россию искать новые рынки сбыта своей нефти. В основном это Китай и Индия, что увеличивает время доставки на тысячи миль и делает фрахт более дорогим. Таким образом, Россия обкатывает альтернативный путь через Арктику, чтобы продавать свои энергоресурсы в Азии.

США и Великобритании лишены возможности контролировать Севморпуть, и это обстоятельство в перспективе сулит Вашингтону и Лондону большие убытки, поскольку экономить время и деньги наверняка захотят не только российские перевозчики.

В своем материале Bloomberg сделал упор на экологии, однако издание вынуждено признать, что СМП начал свою работу, и такой маршрут получается более выгодным. «Россия отправляет груз сырой нефти через Северный Ледовитый океан в Китай. Такой шаг усилит экологические проблемы, даже если это означает более дешевые расходы на доставку нефти», - говорится в статье. В чем заключаются экологические риски, редакция не уточняет.

Навигацию в восточном направлении по Северному морскому пути Россия остановила на зиму 30 ноября. Предыдущий груз был отправлен в прошлом году, незадолго до того, как маршрут стал непроходимым.

Росатом, управляющий СМП, и российские производители нефти изучают возможность перенаправления поставок сырой нефти из балтийских портов через Арктику.

Тем временем «Новатэк», развивающий проекты СПГ на арктическом побережье России, планирует начать круглогодичную навигацию в восточном направлении по Северному морскому пути в начале 2024 года.

Вряд ли такая транспортировка нефти окажется дешевле традиционного южного маршрута, так как местами потребует ледокольного сопровождения. Но даже пробный рейс свидетельствует о том, что Россия медленно, но верно «протаптывает» новую дорогу на Восток, которая станет заменой южному морскому коридору (подконтрольному англосаксам) и китайскому логистическому проекту «Шелковый путь».