Эпоха Цинь (не путайте с государством Цинь, оно существовало еще до наступления циньской эпохи) просуществовала совсем недолго с 221 по 206 годы до н.э. и оставила после себя терракотовую армию и великую китайскую стену.
Причиной падения эпохи Цинь были идеи правителя Цинь Шихуан, заключавшиеся в игнорировании знатности и возвышении богатых и умных — многие ждали его кончины. Когда Шихуан умер в 210 году до н.э., правительство тут же ослабло и Цинь, побарахтавшись немного в интригах и восстаниях, прекратило своё существование.
В эпоху Цинь культ Неба и культ предков чувствовали себя неплохо. А вот последователям Конфуция досталось (именно конфуцианцам, а не адептам культа предков) — репрессии в отношении учеников, сожжения книг с сочинениями и рассуждениями.
Не удивительно, что пришедшая на смену Цинь Хань возвела учение Конфуция в абсолют. Это было сделано в пику Циньскому легизму и с целью оптимизации культов Неба и предков.
Хань — тот период истории Китая, моду которого до сих пор используют на подиумах, а исторические события — как основу для сериалов и книг. Именно эпоха Хань подарила миру культуру Китая, какой её знает большинство обывателей. Хань = конфуцианство.
Конфуций умер аж в пятом веке до н.э. На протяжении двух веков его идеи сохранялись усилиями его временами многочисленных, временами малочисленных последователей. «Суждения и беседы» переписывались, распространялись и всячески объяснялись. К моменту, когда конфуцианство было принято как государственная идеология, оно стало уже не просто наставлением одного ученого, а целой наукой.
Что же такое конфуцианство? Кун Цю интересовался вопросами людской морали и взаимоотношениями между людьми — старших и младших, мужчин и женщин, правителей и подданных. Конфуцианство укладывало отношения в строгую иерархическую систему, а мораль в неукоснительно выполняемые обряды и практики.
Учитель сказал:
– Передаю, но не создаю,
верю в древность и люблю её,
украдкой сравниваю себя с Лао Пэном.
Конфуцианство в Китае не называлось конфуцианством. Более того, оно и не преподносилось как учение одного сверх мудрого мужа. «Школа образованных людей» — это учения и доктрины учёных, самым мудрым из которых считался Кун Цю. Конфуцианцы подчеркивали, что их идеология основана на древних мифах и религиях и призывали не изобретать велосипеда в духовной/социальной сферах, а взять лучшее и проверенное временем из имеющихся.
В «Суждениях и беседах» Конфуций рассуждает о самосовершенствовании благородного мужа для достижения им дао, углубляясь в такие мелочи как: цвет воротника, каллиграфия, приемы пищи и свободное времяпрепровождение. А так же о долге правителя перед народом и человеколюбии.
Конфуций выступал за совершенствование мира через самосовершенствование личности.
Учитель сказал:
– Если выпрямишь самого себя,
То, что может быть препятствием в делах управления?
А если не сможешь выпрямить самого себя,
то как будешь выпрямлять других?
Давайте теперь покопаемся в некоторых, хм, перегибах (на современный взгляд) конфуцианской идеологии и разберёмся, кого за эти перегибы благодарить.
Знакомьтесь, Чжу Си. Чжу Си - последователь Конфуция, самый литературно плодовитый: четверокнижие, одна тысяча стихов и сочинения в 300 глав — не полный список его трудов.
Именно его можно поблагодарить за: запрет вдовам на повторное замужество, запрет женщинам покидать внутренние покои дома, запрет женщинам на участие в церемониях поминовения предкам, запрет женщинам на изучение научных трактатов, запрет женщинам на финансовую независимость, запрет женщинам на занятия искусствами, запрет женщинам на развод и требование обязательного соблюдения добрачного целомудрия (да, до Чжу Си оно было так скажем вариативным и желательным, а не обязательным).
Всё это выглядит немного удивительным если знать, что наибольший вклад в образование Чжу Си вложила его мать.
В Китае учение Чжу Си уважалось, но при следовании очень сильно корректировалось.
Рациональные китайцы не могли себе представить такое расточительство как - одинокая молодая женщина не занятая рождением детей.
О вдовах в Чосоне писала здесь
Поэтому, при всём почтении к господину Чжу Си, в Китае вдов выдавали замуж и даже брали в наложницы при дворе. Наложниц, в свою очередь, вполне могли «разжаловать» в чьи-нибудь жены. Лишь бы население росло.
Иногда, надо признать, и у правителей Китая случались приступы чрезмерного морализма с ущербом экономике. Но в рамках истории это были действительно короткие периоды.
Точно так же мягко китайское правительство объехало Чжу Си в вопросах женского искусства, обучения и наследования.
В Чосоне учение Чжу Си возвели в абсолют, централизовали и воплотили, последствия чего можно наблюдать в корейской культуре до сих пор.
Но не только учения Чжу Си правители Китая корректировали. И тезисы из ученья самого Кун Цю порой подвергались игнорированию. Особенно это касалось военного дела.
Человеколюбивый Конфуций не одобрял убийство и не причислил военное дело к благородным занятиям. В Чосоне это привело к тому, что в армию шли самые отчаявшиеся и негодные люди. А сами вооружённые силы финансировались плохо и неохотно. Фермер считался более уважаемым человеком, нежели воин. Как итог - над историей горького военного опыта Кореи можно рыдать не хуже чем над дорамой. Имея такого соседа как Япония, с её культом самураев, было сложно не проигрывать.
У Китая армия была сильной всегда. Набеги монголов и японцев не позволяли чрезмерно увлекаться ученьями человека, жившего в тот период истории, когда правители из-за отсутствия дорог при больших расстояниях, предпочитали выяснять отношения письмами.
Резюмирую: Конфуций - это про самосовершенствование, работу над собой, наблюдение за собой. А вот последователи Конфуция — это уже про исправление всех вокруг, настраивание имеющихся и изобретение новых ритуалов, бесконечное регулирование общественной жизни.
На почитать:
- "Китай и Корея - анализ взаимодействий" А. Ланьков
- "Беседы и суждения" Конфуций (на самом деле написана его учениками)
- "Сыновняя почтительность" (конфуций о древнекитайсом культе сыновней почтительности как об одной из основ государственного устройства) Т. Наумова
- "Конфуцианство: традиции и современность" Долгих О.
- "Является ли конфуцианство религией" Чжан Си
- "Религиозные воззрения китайцев" В. Грубе
- "Храмы и предки" С. Георгиевский