Найти тему
Чиним тачку

Акустика в BMW E39

Сегодня я расскажу как хотел динамики поменять и почему этого делать категорически нельзя. Вернее акустику поменять можно, но для этого придется переделывать все заводское в самодельное. Также я объясню, почему считается неудачной штатная акустика в BMW и с чем это связано. Я не претендую на абсолютную достоверность, а всего лишь указываю новичкам в какую сторону нужно двигаться и чего делать абсолютно нельзя. В противном случае вы рискуете получить отвратительный звук в своем авто, хотя он и будет несколько громче штатного, но бубнеж из колонок гарантирован. Предупреждаю если во время прочтения этой статьи вы почувствуете непреодолимое жжение под ложечкой и приступы ненависти, срочно прекращайте читать и вооружитесь книгами по акустике.

Досталась мне вместе с машиной HIFI акустика. И я вам скажу это намного лучше обычной штатки. Поправьте если не прав, но в HIFI используются динамики 40W в отличии от 25W обычной комплектухи. У меня нет DSP и саба как в TopHIFI, но усилок висит в багажнике. В HIFI акустике качество звука прекрасное, пока ты случаешь ее тихо или средне. Как только ты захотел чтобы музыка играла громко, то появляются искажения. На определенных треках, например hip-hop и rap жанрах это не особо заметно. Но как только включаешь панкрок, метал, эмокор, так слушать становится невозможно. Все звуки сливаются в какофонию. Если поиграться с эквалайзером, то можно выжать больше громкости при сносном качестве, но со временем мне и этого стало мало.

А дальше как впрочем и у многих владельцев этих автомобилей в голову пришла светлая мысль. А не купить ли новые динамики взамен штатных. Казалось бы за 25 лет старым динамикам пришла жопа, они уже наверняка рассохлись и потеряли свои характеристики. Наверняка технологии сильно продвинулись. Материалы исполнения динамиков недоступные ранее теперь дешевые. В конце концов появились неодимовые магниты. Казалось бы что может быть сложным, просто выкинуть старые динамики, а на их место вставить новые и радоваться от качества звука. Ох если бы это работало.

Я даже находил записи некоторых авторов, которые умудрялись впихнуть Morel, JBL, Kicx или Ural взамен штатных динамиков. Почти никто их них не признался в отвратительном звуке. Скорее всего они пихали динамики взамен штатных 25W бомж вариантов, а при таком раскладе любой другой динамик покажется лучшим. Нашел одну запись где какая-то компания сделала замену динамиков. Просто вставила старые взамен новых. Человек понял что звук дерьмо и то что делали дилетанты, взял и переделал правильно. А как именно правильно я расскажу чуть позже.

Рынок автомобильных динамиков богат изобилием. Каких только не найдешь, на любой вкус и цвет. Есть много статей которые расскажут вам какие бывают динамики и в чем их отличие. Эта статья может растянутся до бесконечности, если я начну в ней бесполезное объяснение разнотипных динамиков. Все это вы и так можете почитать из других источников. Я лишь хочу сказать что у каждого динамика есть свое предназначение. Сразу исключим все дерьмо или ненужное или бесполезное и оставим на рассмотрение только компонентные динамики, как единственные нормальные динамики которыми можно сделать звук в автомобиле.

ОШИБКА №1 — Вы меняете штатные компонентные HiFi динамики на коаксиальные, широкополосные, экстрадные, еще какие нибудь, нужное подчеркнуть.
Т.е меняете динамики на заведомо худшие. Широкополосные это колонки от старинного магнитофона. Экстрадные будут орать и никогда не будут играть низы. Коаксиальные заведомо хуже чем компонентные используются разве что на тачках, где нет места впихнуть отдельный компонентный динамик.

Компонентная акустика представляет собой отдельный большой динамик "мидбас" и маленький высокочастотный динамик "твитер". Акустика состоящая из двух таких динамиков называется 2-х компонтентной системой. Все зависит от того, на сколько частей порезан звуковой диапазон. Например в HIFI системе BMW E39 установлена 3-х компонентная система, представляющая из себя мидбас с двумя твитерами. Один твитер проигрывает середину и высокие, в то время как второй твитер играет только высокие шепелявые звуки "тсс-тсс". У обладателей TopHiFi акустики установлена 4-х компонентная система, так как имеется саб, проигрывающих очень низкие частоты.

ОШИБКА №2 — Вы меняете штатную 3-х компонентную Hi-Fi акустику на обычную 2-х компонентную.
И тут либо выкидывать заводские твитеры и ставить магазинные, либо использовать заводской кроссовер. Совершенно не ясно какой звук вы получите при использовании заводского кроссовера. Кроссовер — устройство чтобы разделить звуковые частоты на диапазоны и в последствии отыгрывать каждый диапазон на определенном динамике, чтобы большие динамики играли низкие звуки, а маленькие динамики играли только верха. Эта ошибка простительна, так как рынок предлагает действительно интересную по характеристикам акустику и можно реально получить лучший и более громкий звук, но придется колхозить с кроссоверами.

А теперь перейдем к самой сладкой теме. В чем отличие акустики BMW от многочисленных других автомобилей. В том, что динамики BMW установлены исключительно в собственный наглухо закрытый корпус! И это супер важная информация! Обратите внимание на другие автомобили. Там динамики просто играют своей задней часть в дверь или в багажник. И вот мы пришли к самой интересной части данного повествования. Нам нужно разобраться с типами акустического оформления динамиков и понять как правильно рассчитать объем коробки для динамика и нужен ли он вообще.

АКУСТИЧЕСКОЕ КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ
Перед тем как продолжить нужно разобраться с таким понятием, как акустическое короткое замыкание звуковых волн. Динамик это устройство для преобразования электрических колебаний в механические (звуковые). Но диффузор динамика излучает звуковые волны не только своей передней частью. Задняя часть диффузор тоже испускает звуковые колебания, но в противофазе. Т.е попросту говоря динамик играет своей передней частью и одновременно в противофазе играет своей задней частью.

Если звуковые волны отразившиеся от задней части динамика встретятся с волнами отыгрываемыми передней частью динамика, то они просто погасят друг друга и звука не будет. На практике бас пропадет почти полностью, а средние и высокие частоты будут отыгрываться более менее корректно. Так как в реальной жизни звук может отражаться от стен помещения и могут происходить многочисленные интерференции, то затухание звука не будет однозначным. Будет происходить такое явление, когда в определенных точках звук будет громче, а в других почти отсутствовать. Если динамик просто подключить дома без акустического оформления, вы как раз будете наблюдать все эти эффекты. Например стоит только немного приоткрыть стенку компьютерного динамика, как сразу же пропадут все басы.

В любом случае все эти явления нам не нужны и они портят звук. Именно чтобы бороться с описанными явлениями, чтобы избежать звукового короткого замыкания, для этого и используют акустическое оформление динамиков.

РАССМОТРИМ НЕКОТОРЫЕ ТИПЫ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ДИНАМИКОВ

1) Акустический экран (Бесконечный экран) (БЭ) (Open Air) — динамик устанавливается в звуконепроницаемый экран, чтобы отгородить переднюю часть динамика от задней. Конечно в реальной жизни мы не будем делать бесконечный экран. Да и пространство с одной и другой стороны может быть замкнуто (например объемом комнаты), но оно должно быть достаточно большого объема.

Первый пример. Динамик установлен в дырку в стене. Фронт динамика играет в одну комнату, тыл динамика играет в другую комнату. При условии что двери между комнатами наглухо закрыты, то мы получаем акустическое оформление бесконечный экран.

Второй пример. Динамики установлены в коробку у которой отсутствует задняя крышка. Эти коробки установлены в открытом поле и звук задней части динамиков практически не отражается ландшафтом.

Третий пример. Динамики установлены в двери автомобиля, их фронт играет в салон, а тыл играет в корпус двери, при условии что в двери выполнена звукоизоляция и звук от тыла динамиков не проникает в салон. Дверь автомобиля не подходит на роль закрытого ящика, так как содержит огромное количество технических отверстий и щелей, но даже если загерметизировать дверь, то её объем будет слишком большой, чтобы оказывать на динамик какое либо влияние.

Надо признать, что все-таки влияние имеется и даже очень значительное. Для звука было бы намного лучше, если бы убрать из двери железную панель, но оставить обивку (карту двери). Обивка служила бы БЭ, а динамики играли тылом просто на улицу. Влияние металлическое двери было бы минимальным. Но никто не будет ездить с дыркой в двери. Шумоизоляция очень помогает но не спасает от проблемы. Поэтому и считается что акустика в автомобиле это компромисс.

Четвертый пример. Динамики установлены в заднюю полку автомобиля. Их фронт играет в салон, а тыл играет в багажник. Хотя багажник это закрытый ящик, но его объем весьма огромен, а значит сильного влияния на характеристики динамиков не оказывает. В этой ситуации также важна звукоизоляция. Задача максимально изолировать багажник от салона, чтобы исключить акустическое короткое замыкание.

2) Закрытый ящик (ЗЯ) (Closed box) — динамик установлен в герметичную коробку с заданным объемом рассчитанным по формулам. Это популярный способ акустического оформления, когда нет другой возможности избавится от звуковых волн задней части динамика. Вроде бы все удобно, полностью закрыл заднюю часть динамика герметичной коробкой и радуйся. Но воздух в закрытом ящике давит на диафрагму динамика как пружина. Динамику приходится прилагать дополнительные усилия чтобы сдавливать воздух в ящике. Этот объем сильно влияет на параметры звучания.

5) Полосовой громкоговоритель 4 порядка — динамик устанавливается внутри корпуса и играет только через специальное отверстие с установленным на него резонатором. Резонатор подбирается определенной длины, формы и диаметра. Такое исполнение резко сужает диапазон воспроизводимых частот до небольшого участка. Зато нужный диапазон частот играет очень громко. Такое исполнение популярно при производстве сабвуферов.

3) Фазоинвертор (ФИ) (Vented box) — это сочетании оформления динамика в закрытом корпусе с полосовым громкоговорителем 4 порядка. Фронт динамика работает так, словно это исполнение в закрытом ящике, однако требует использования большего объема воздуха (большего ящика). А тыл динамика работает как полосовой громкоговоритель 4 порядка, как правило проигрывая низкие частоты, недоступные для обычного ЗЯ.

К примеру у меня дома небольшие компьютерные колонки сделанные из дерева с использованием фазоинвентора. Благодаря ФИ они играют глубокий бас, недоступный обычным ЗЯ динамикам. Чтобы понять разницу, достаточно просто закрыть отверстие ФИ на обоих колонках.

Фазоинвентор сложен в расчетах и не дает ровной АЧХ, поэтому не используется в HiFi акустике. При его расчетах очень легко что нибудь напутать и получить противоположный эффект. Ну и самое главное, нужно помнить, что в акустике ничего не бывает бесплатно! Эффект глубоко баса компенсируется просадкой по другим частотам.

Есть еще огромное количество типов акустического оформления динамиков, но они нас не интересуют. Для этой статьи будем рассматривать только отрытое исполнение "БЭ" бесконечный экран и закрытое исполнение "ЗЯ" закрытый ящик.

КАЖДОМУ ДИНАМИКУ СВОЙ ЯЩИК
У каждого динамика должен быть свой собственный закрытый объем (ящик). Установка двух динамиков в один тесный корпус приведет к их взаимному влияние друг на друга, что недопустимо. Даже при использовании бесконечного экрана (большого объема) влияние динамиков друг на друга в пределах этого объема нельзя исключать. Даже сообщаясь через большое пространство они все-равно будут оказывать влияние друг на друга.

К примеру в закрытый ящик установим два динамика. Первый динамик подключим — он будет играть. В процессе работы первый динамик качает воздух внутри закрытого ящика, воздух то сжимается то расширяется. Второй динамик не подключен, но находится внутри этого ящика. Его диафрагма реагирует на изменение давления и начинает двигаться. Второй динамик не подключен но начинает пассивно играть в противофазе.

Теперь подключим и первый и второй динамик и заставим их играть одинаковые звуковые колебания. Динамики находятся внутри одного и того же объема ящика. Они работают в паре и делают полностью симметричные движения, однако когда они сжимают воздух внутри ящика, они оказывают противоположное (противофазное) сопротивление друг на друга, пытаются заставить играть друг друга в противофазе и снижают КПД системы.

-2

ОШИБКА №3 — Вы устанавливаете в одном объеме два или более динамика.
Установка двух динамиков должна повысить общую громкость системы. Однако из-за взаимного влияния КПД снижается. Громкость конечно немного вырастет, но не так, как если бы динамики были установлены в отдельных объемах. За небольшое возрастание громкости приходится расплачиваться полноценным потреблением мощности, ваттами энергии в пустоту.

КАК ВЛИЯЕТ ОБЪЕМ ВОЗДУХА
Если вы нажмете пальцем на диффузор динамика, то обнаружите что он пружинит и возвращается в исходное положение. Это подпружинивание заложено в него с завода методом исполнения подвеса и центрирующей шайбы, а также используемыми материалами. Когда динамик устанавливается в закрытый ящик (ЗЯ), т.е воздух находящийся в этом ящике начинает влиять на диафрагму динамика как дополнительная пружина.

Когда ящик большой, то и объем воздуха в нем большой. Большой объем воздуха намного легче сжать и они не сильно влияет на динамик. Когда воздуха много то это как очень мягкая слабая пружина. Но если объем воздуха малый, то чтобы сжать этот воздух требуется куда больше сил. Т.е малый объем воздуха действует как сильная пружина. Объем воздуха меняет характеристики динамика и непосредственно влияет на АЧХ. Об это чуть позже.

-3

ОШИБКА №4 — Вы устанавливаете OpenAir динамики в закрытый корпус неподходящего для них объема и ожидаете, что они будет звучать, а в итоге получаете бубнеж из колонок.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЯЩИКА
Заполнение (набивание) ящика ватой, синтепоном или подобными материалами увеличивает его "виртуальный" объем. Это выручает, когда нет другой возможности увеличить объем коробки, но нужно получить определенные параметры звучания. Если переборщить, то можно получить "ватный" бас.

-4

ШУМОИЗОЛЯЦИЯ КОРПУСА ДИНАМИКА
Вибро-шумоизоляция корпуса динамика как внутри так и снаружи, необходимо для предотвращения проникновения звуковых волн из корпуса наружу, что может привести к акустическому замыканию и испортить звучание баса. В автомобилях BMW кардинально решили проблему акустического короткого замыкания. Вся низкочастотная акустика выполнена в закрытых ящиках. У каждого динамика своей корпус! Влияние динамиков друг на друга снижено до минимума.

Хотя корпуса динамиков BMW E39 ничем не оклеены, не стоит забывать, что они спрятаны под заводской шумкой. В передних дверях роль шумоизоляции играет карта двери. В задней полке корпуса лежат на шумоизоляции и сверху закрыты полкой с шумкой. Возможно качество такой шумоизоляции может показаться низким, однако оно было достаточно для того, чтобы попасть в уровень Hi-Fi акустики.

Если вы решите оклеить корпуса вибро-шумоизоляцией, то хуже точно не сделаете. Шумка повлияет на качество воспроизведения низких частот. Бас может стать немного громче и четче. Но помните, что заводской шумоизоляции было достаточно для Hi-Fi, так что особо не ждите, что сумеете услышать хоть какую-либо разницу.

КАКИЕ ТИПЫ ДИНАМИКОВ БЫВАЮТ НА САМОМ ДЕЛЕ
Ну а теперь перейдем к самому интересному. Вы приходите в магазин, чтобы купить динамики или заказываете их через интернет. Вы пытаетесь сравнивать их по каким-то характеристикам производителя, но на самом деле все эти характеристики почти не играют существенной роли, а те характеристики которые действительно нам могут понадобится скрыты от наших глаз.

Изначально при производстве динамикам задают определенные параметры, которые непосредственно влияют на то, где и как будет использован динамик. Если динамик спроектирован с заданными параметрами для акустического оформления OpenAir (бесконечный экран), то его нельзя засовывать в ящик. В противном случае получите нечеткий басовый бубнеж при низкой громкости все остальных звуков. Если же динамик изначально спроектирован с параметрами для закрытого ящика, то его нельзя использовать как OpenAir. Иначе он не будет играть басы вообще. Только средние и высокие частоты.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИНАМИКИ
Карты на стол! Когда вы приходите в магазин, почти все динамики которые вы видите — автомобильные! Они спроектированы для установки в двери и полки с акустическим оформлением
OPEN AIR бесконечный экран! В огромном большинстве автомобилей используется именно такой вид акустики поэтому производители и делают динамики для большинства. Устанавливать такие динамики в закрытом ящике недопустимо. Разве что только когда размер этого закрытого ящика слишком большой, чтобы оказывать какое-то значимое воздействие на характеристики динамика. Например объем двери или объем багажника подходит на роль акустического оформления бесконечный экран.

ДИНАМИКИ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Когда приходится отыгрывать звук внутри помещения, самое подходящее акустическое оформление для этих целей — закрытый ящик. Также возможны варианты типа фазоинвентора, бандпаса или прочих, но мы их сейчас сократим до динамика помещенного в закрытый корпус. В эту группу попадают динамики музыкальных центров, магнитофонов, домашних кинотеатров, телевизоров и другого.

Как не странно в автомобилях BMW установлена акустика именно такого типа. По сути производитель установил нам домашний кинотеатр прямо в автомобиль. Но такие динамики очень жестко привязаны к объему корпуса. Чтобы приобрести другие динамики подходящие к корпусам BMW придется выбирать их из маленького ассортимента с ограничением по заданным характеристикам.

ЭСТРАДНЫЕ ДИНАМИКИ
Могут быть оказаться как для исполнении бесконечного экрана, так и для закрытого ящика. Как правило эстрадная акустика имеет большие размеры и может развивать гораздо большую громкость. Но не стоит обольщаться, ведь эстрадные динамики строго под свой частотный диапазон и совсем не в состоянии отыгрывать низкие частоты. Низкие частоты должны быть вырезаны кроссоверами или фильтрами иначе такой динамик долго не прослужит.

Вместе с эстрадным динамиком в паре должен трудится приличного размера мид-бас. Например для 13 см эстрады может понадобится 20 см мидбас. Только представьте себе что эстрадный динамик делает ту же работу, что и твитер — отыгрывает средние и высокие частоты. А дальше сравните размер твитера и эстрады. Поэтому когда вы берете эстраду 16 см и подбираете мид-бас, то готовьтесь к тому что он просто не влезет в ваш автомобиль, ведь экстрадные динамики сделаны для эстрады, а не для автомобиля.

Эстрадные динамики тоже можно найти в магазинах автомобильной акустики. Будьте готовы переделать весь автомобиль для внедрения такой акустики.

ПАРАМЕТРЫ ТИЛЯ СМОЛЛА
Есть такие параметры акустики, которые как правило спрятаны от любопытных глаз. Без этих параметров невозможно однозначно охарактеризовать, что за динамик у вас в руках. Параметрами Тиля-Смолла названы именами двух людей, которые впервые их открыли.

Эти параметры необходимы для расчета объема корпусов мидбасовых динамиков и сабвуферов. Для средне- и высокочастотников эти параметры не используются. Мы рассмотрим только самые важные параметры. Я постараюсь объяснить свойство этих параметрах на пальцах, так чтобы это было понятно всем. Да простят меня профессионалы автозвука.

Fs — резонансная частота динамической головки.
Максимально упростим устройство динамика. Для этого представим вместо диффузора динамика колокол. Мы знаем если ударить в колокол, то он издаст звук строго на заданной частоте, обусловлено конструкцией колокола. Диффузор динамика тоже в свою очередь является колоколом. Он подвешен на упругий подвес и имеет свободный ход. Резонансная частота, это и есть тот звук, который издает колокол, только в данном случае колебания выполняет диффузор динамика.

Динамик как правило не в состоянии отыгрывать частоты ниже Fs. Исключение составляет только фазоинвентор. Т.е чем ниже Fs динамика, тем лучше он будет играть низкие частоты. Нужно понимать, что в зависимости от акустического оформления Fs изменяется. При помещении динамика в любой ящик Fs увеличивается и чем меньше объем ящика, тем выше Fs.

Qts — полная добротность головки на частоте Fs
Есть два колокола. Первый колокол более звонкий и при ударе по нему звук долго затухает — его добротность высокая, пусть будет Qts = 1.2. Второй колокол более глухой, так как звук быстро затухает — его добротность низкая, пусть будет Qts = 0.3. Но в нашем случае не колоколы, а диффузоры динамиков. Диффузоры инерционны, если подать на них короткое колебание, то при его прекращении диффузоры продолжат колебания на своей частоте резонанса Fs. Высокодобротный динамик будет дольше сохранять колебания, чем низкодобротный.

Автомобильная подвеска содержит пружины и амортизаторы. Пружина это инерционная система у которой есть своя резонансная частота. Если раскачать машину без амортизаторов (с убитыми амортизаторами), то она выполнить еще приличное количество колебаний. При исправных амортизаторах колебания быстро погасятся вплоть до того, что больше 1 колебания может не получиться сделать. Так и инерционная система динамика, при низкой добротности Qts < 0.707 быстрее погасит собственные колебания, а при высокой добротности Qts > 0.707 будет продолжать бубнить на собственной частоте Fs.

Полная добротность динамика Qts — это безразмерная величина характеризующая относительные потери в динамике. Чем она ниже, тем больше подавлен резонанс излучения Fs. Полная добротность складывается из механической добротности Qms и электрической добротностью Qes.

Qms — механическая добротность, обусловлена жесткостью подвеса динамика. Чем более жесткий подвес тем ниже добротность динамика, т.е выше механические тормозящие силы. Механическая добротность не сильно влият на общую добротность, так как механические силы не такие большие по сравнению с электрическими.

Qes — электрическая добротность. Катушка динамика находящаяся в магнитном поле работает как электродвигатель. Колебания проходящие по катушке вызывают магнитные поля заставляющие головку динамика выполнять колебания. Работает и обратное правило. Раз катушка по сути образует двигатель, то при совершении колебаний она превращается в генератор электрического тока. Так как катушка подключена к усилителю, сопротивление которого на выходе практически равно нулю, то получается замкнутый контур, в котором произведенный ток начинает вызывать тормозящее магнитное поле.

Данный эффект схож с электрическим тормозом электропоездов. Википедия — Электрический тормоз. В гироскутерах и моноколесах тормоз реализуют по схожему принципу. Тормозные силы магнитного поля намного сильнее механических. Тормозные силы обусловлены мощностью динамика, сопротивлением катушки и сечением ее провода. Чем более мощный магнит, тем ниже добротность динамика.

-5

Децибел (дБ или dB) — это нелинейная величина с помощью которой измеряют отношение возросшей громкости в акустике. Чем больше дБ указано в параметре "чувствительность", тем громче будут играть динамики. Каждые дополнительные 3 дБ приводят к увеличению громкости вдвое. Это значит что один динамик 93дБ будет играть также как два динамика 90дБ. Громкость акустической системы в дБ измеряют непосредственно возле динамика. Чем дальше от динамика, тем меньше громкость звука в дБ.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) — зависимость амплитуды колебания (громкости) от частоты воспроизводимого сигнала. Отображается в виде графика, где можно посмотреть зависимость громкости в Дб от воспроизводимой частоты. Если АЧХ предоставлена в инструкции к динамику, то это АЧХ снятая с голого динамика без акустического оформления. Результирующая АЧХ снимается уже с готовой акустической системы и она будет отличатся от заводской.

Баттервортовская добротность. Добротность при Qts = 0.707. При такой добротности АЧХ динамика наиболее линейная, без ямок или пиков. Для качественного Hi-Fi звучания выбирают именно такую добротность, как компромисс тормозящих сил и инерции динамика.

-6

1) Низкая добротность (Qts 0.3-0.5). Слишком много тормозящих сил. Низкие частоты завалены. Бас будет тихим. Для поднятия Qts необходима установка динамика в закрытый ящик.

2) Нормальная добротность (Qts близко к 0.7). Оптимальная Баттервортовская добротность при которой АЧХ имеет максимально ровную полку без пиков и провалов. Идеально для инструментальной и классическое музыки для которой требуется качественная передача звуков (Hi-Fi). Сюда также входят такие жанры как рок, метал и прочая альтернативщина.

Динамики с заводской нормальной добротностью предназначены для акустического оформления бесконечный экран (OpenAir). Это как раз почти все те автомобильные динамики которые вы можете видеть в продаже и не которой производитель не удосужился написать Qts. Если установить такие динамики в ящик, то их Qts резко вырастет и они начнут отвратительно "бубнеть".

3) Высокая добротность (Qts 0.9-1.2). Слишком мало тормозящих сил, из-за чего динамик продолжает ненужные колебания в районе частоты Fs, что приводит к подъему на графике АЧХ. Было бы не плохо, если бы это был нормальный подъем громкости баса, но нужно понимать что это всего лишь автоколебания системы, которые приводят к тому, что динамики как говориться "бубнят". И нужно не забывать, что в акустике ничего бесплатно не бывает. Да, вроде басов станет побольше, пусть и не качественных басов, зато на всех остальных частотах произойдет спад и общая громкость динамиков упадет.

Высокая добротность 0.9-1.2 используется для таких жанров как pop, hip-hop, rap, а также подойдет для прослушивания электронной музыки, когда требуется чтобы бас "валил". Такие динамики тоже требуют установки в акустическое оформление бесконечный экран (OpenAir).

Уменьшить Qts или Fs можно только изменением конструкции динамиков, установкой более мощного магнита или перематыванием катушки. Установка в ящик всегда увеличивает Qts и Fs.

-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

А теперь вспомните задний подлокотник в BMW и дырку в багажник. И как по вашему избежать акустического замыкания в такой ситуации. Тут либо использовать сабвуфер закрытого типа в собственном корпусе, либо избавляться от дырки в багажник и делать максимальную шумоизоляцию перегородки багажника. Слой изоляции должен быть более чем толстым, чтобы избежать проникновение низкочастотных волн из багажника в салон.

Подведем итоги

  • Поменять акустику в BMW не так уж и просто.
  • Устанавливать распространённые динамики отрытого типа в штатные короба не стоит. Звук может и станет громче, но качество его будет отвратительным.
  • Для создания хорошей акустической системы неизбежно придется делать шумоизоляцию дверей и багажника, по сути превращать двери и багажник автомобиля в большой корпус для динамика.
  • Для хорошей громкости придется конструировать подиумы и устанавливать динамики большого размера.
  • Штатные маленькие динамики и так хорошо играют.
  • Для качественной акустики понадобится установка хорошего усилителя.
  • Если у вас HiFi или Top HiFi, то не стоит заморачиваться, у вас и так нормальный качественный звук.
-14

🔗 https://pay.mysbertips.ru/83928782