20 июля исполняется 100 лет со дня рождения Поцелуевой Ефросиньи Ефимовны, участницы героической обороны Севастополя 1941–1942 гг. и Севастопольского подполья 1942–1944 гг.
Фрося Поцелуева родилась в 1923 г. в Инкермане, жила с семьей в Крестьянской слободке. Отец работал сторожем одной из воинских частей в Сухарной балке, мать была домохозяйкой, растила трех детей.
В 1940 г. 17-летняя Ефросинья устроилась работать табельщицей в воинскую часть, в период обороны Севастополя была учетчицей по отпуску боезапаса в арсенале (Сухарная балка). Состояла членом бюро райкома ВЛКСМ. По воспоминаниям родственников, маленькая, хрупкая, она отличалась сильным характером и неиссякаемой энергией, живой натурой.
После прихода немецких оккупантов в город Е.Е. Поцелуева прошла обязательную регистрацию как чернорабочая в госимении (бывшем совхозе) Алькадар. Вместе с П.А. Малых, М.С. Фетисовым, П.А. Петровским и другими патриотами вошла в Инкерманскую подпольную группу, в 1943–1944 гг. была членом Севастопольской подпольной организации (КПОВТН) под руководством «Орловского» (В.Д. Ревякина). По заданию подпольного штаба стала оказывать помощь советским военнопленным – продуктами питания, одеждой, документами, полученными от начальника паспортного стола 2-го полицейского участка К.А. Фока, распространяла в поселке подпольные антифашистские листовки.
Как вспоминала младшая сестра Александра Ефимовна, после диверсионной операции на железнодорожной станции Севастополь зимой 1944 года «в результате предательства ночью нагрянули немцы, выгнали всех на улицу <…>. Поставили лицом к стене нашего дома. Что-то кричали, ругались, мы думали, нас всех расстреляют. Но они забрали в машину подпольщиков, среди которых была моя сестра Фрося, и увезли в город. Через два дня Фросю отпустили домой, но за железной дорогой сидела куча фрицев, были даже с овчарками, следили – не придет ли еще кто из партизан. Это длилось три дня, все эти дни мы не спали – боялись. Сестра Фрося была измучена, плохо себя чувствовала. Рассказывала, что ее пытали, выкручивали руки и ноги, топили в бочке с водой. Через три дня опять пришло гестапо и увезли Фросю опять в тюрьму».
Многие из подпольщиков – членов инкерманской группы, в том числе и Ефросинья Поцелуева – были расстреляны фашистами весной 1944 г., незадолго до освобождения Севастополя. Во время работы в городе Чрезвычайной комиссии, расследовавшей злодеяния гитлеровцев, тела подпольщиков были найдены, опознаны и перезахоронены в братской могиле на кладбище Коммунаров. За участие в подпольной работе Е.Е. Поцелуева была посмертно удостоена медали «За отвагу» (1967).
А.Ф. Селиванова