28 подписчиков

Всестороннее развитие личности

ВСЕСТОРОННЕЕ И ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — условие и высшая цель коммунистического строительства, выражение его реального гуманизма. В. и г. р. л. не только идеал, но и практическая задача, к-рая решается в ходе строительства и развития социализма на основе социально-экономических и духовных преобразований. В успешном строительстве социализма в СССР проявились результаты многолетней работы партии по В. и г. р. л. Вместе с тем на эффективности этой работы сказалась недооценка социальной роли личности как субъекта социалистических общественных отношений, административно-командная система, ограничения демократии, аномальные явления в социальной и духовнонравственной сфере. Увеличивался разрыв между идеалом В. и г. р. л. и конкретной деятельностью по его осуществлению, что порождало социальное отчуждение и др. негативные явления. Новый этап в осуществлении В. и г. р. л. связан с перестройкой и задачами ускорения социально-экономического развития. В. и г. р. л.— одна из задач социальной политики КПСС, создающей для этого благоприятные условия (улучшение условий жизни и труда трудящихся, развитие их способностей и талантов при все более полном осуществлении принципов социальной справедливости) . В. и г. р. л. Неотделимо от социального равенства, мера достижения к-рого определяет развитие и применение способностей личности. Опыт реального социализма показывает, что тенденция к полному социальному равенству, как это и предвидели классики марксизма, совпадает и взаимодействует с тенденцией к расширению общения, коллективизма и В. и г. р. л. Чем богаче социальные связи личности, тем разнообразнее формы проявления способностей, тем шире выбор деятельности, тем разностороннее становится ее духовный и нравственный мир. В. и г. р. л. марксизм рассматривает во взаимосвязи со свободой. Мера свободы в развитии личности определяется свободой, к-рой обладает об-во в целом, степенью познания объективных законов общественного развития, условиями, в к-рых живет человек, возможностями для выбора деятельности и применения гражданами своих творческих сил. Исходя из этого, Конституция СССР (ст. 40) закрепляет право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, с учетом общественных потребностей. В Программе КПСС В. и г. р. л. определяется как единство духовного богатства, моральной чистоты, физического совершенства. Оно включает активное формирование нового человека в процессе его воспитания и обучения, развитие и применение способностей, дарований и талантов во всех сферах общественной жизни — производственной, общественно-политической, духовной, семейно-бытовой, активное освоение достижений в области науки, техники, литературы и искусства, предполагает широкую общеобразовательную и специальную подготовку, трудовые навыки, высокую ответственность и дисциплину, определенный, соответствующий общественным требованиям образ жизни. Огромная роль в решении этих задач отводится идейно-воспитательной работе партии. Одним из важных вопросов В. и г. р. л. является вопрос о соотношении всесторонней развитости и специализации. Чем всестороннее развит человек, тем лучшие возможности создаются для его деятельности по своей специальности. В идее В. и г. р. л. заложено требование гармоничности способностей и потребностей, что предполагает их определенное сочетание и взаимодействие. Каждый новый этап коммунистического строительства вносит новое содержание в решение задачи В. И г. р. л. Значение ее практической реализации возрастает в связи с задачами ускорения социально-экономического развития, требует творческого отношения каждого человека к труду, понимания его значения для об-ва.