Гизер Батлер дал интервью для радиошоу Full Metal Jackie, выдержки из беседы приведены ниже.
Гизер, ты говорил о том, что альбом "Never Say Die" был твоим наименее любимым опытом работы с Black Sabbath. Для тебя как музыканта и в личном плане какой альбом и гастрольный цикл, в котором ты принимал участие, был самым удачным?
«Думаю, для меня это был альбом "Sabbath Bloody Sabbath". Потому что мы работали над ним гораздо более расслабленно. Если говорить о первых двух альбомах, то первый альбом был сделан за два дня. "Paranoid" был сделан за пять. Так что у нас не было времени расслабиться, сесть и послушать, что мы делаем. А "Sabbath, Bloody Sabbath" мы делали гораздо медленнее. Это было отличное время для Black Sabbath, потому что мы уже зарекомендовали себя. У нас было некоторое количество фунтов в банке, и всё было просто замечательно. Всё было очень хорошо. Всем нравилось быть вместе. Так что этот альбом навевает приятные воспоминания».
Что особенного было в том времени, когда всё сложилось и казалось правильным в твоём мире?
«Это было потому, что на том альбоме мы выделили время на эксперименты. Мы осваивали различные инструменты и экспериментировали в студии, чего раньше не делали. И всё зависело только от нас. У нас не было продюсера, так что мы сами спродюсировали альбом. Это было действительно радостное время, песни были великолепны, и это было небольшое отступление от обычного творчества Black Sabbath, которое у нас было до этого. Так что мы очень гордились этим альбомом».
Смена состава — дело непростое. В какой момент Вы почувствовали, что всё начинает налаживаться с приходом в группу Ронни Джеймса Дио и Винни Эпписа?
«Когда Ронни пришёл в 1980 году, Оззи ушёл. У нас было несколько написанных песен, но они никуда не годились. Оззи не очень-то любил заниматься вокалом, у нас была песня "Children of the Sea", и когда Ронни пришёл, первое, что он сделал, — спел "Children of the Sea", написал к ней текст и всё остальное. Мы были просто потрясены. Это было невероятно, это было великолепно.
Мы не знали, будет ли это концом Black Sabbath, потому что в то время было очень мало групп, которые могли заменить вокалиста, особенно такого, как Оззи, и добиться успеха. Поэтому мы немного опасались. Но когда мы услышали, что Ронни может привнести в Black Sabbath, мы поняли, что у нас есть новое будущее».
Позже вы воссоединили эту четвёрку под названием Heaven and Hell. Каково твоё мнение о том, как эта четвёрка работала вместе, и какое наследие вы оставили в музыкальном плане?
«Я считаю, что это было замечательное время. Этот альбом был очень демократичным. У всех нас было много идей. У Тони [Айомми] были миллионы идей, и мы все отправились сочинять в дом Ронни в Энсино, и всё было очень расслабленно.
Мы оставили позади все прошлые проблемы, которые у нас были в течение многих лет, мы наконец-то повзрослели, и это была очень расслабленная атмосфера, и каждый из нас слушал, что другой человек может привнести в альбом. Если кто-то говорил: "Нет, так не пойдёт", это было в порядке вещей. Мы просто переходили к чему-то другому. У нас не было никаких споров о том, что войдёт в альбом. Если нам всем нравилась какая-то песня, значит, так тому и быть. Это всё, что нам нужно было сделать, чтобы включить её в альбом. Это был действительно хороший расслабленный период сочинения и записи».
Гизер, ты говорил о том, что решил прекратить гастрольную деятельность после того, как несколько лет назад ты увидел, как сложно начать всё заново с Deadland Ritual. Насколько эти трудности похожи или отличаются от тех, что были в начале твоей работы с Black Sabbath, и какой совет ты дал бы новым группам, начинающим гастролировать?
«Я бы никогда не стал давать советы новым группам, потому что они делают то, что хотят. Им не нужны советы от такого старика, как я. Но гастроли последнего тура Black Sabbath были идеальными, потому что у нас был собственный самолёт. Мы могли отдыхать в лучших отелях по всему миру. Так что мне было легко, а вот Тони было очень тяжело, потому что он всё ещё проходил курс химиотерапии. Около четырёх недель он был в туре, а затем должен был лететь обратно в Англию, чтобы пройти курс лечения от рака. Это было очень тяжело для Тони, и изначально прощальный тур должен был состоять из ста концертов, но Тони не смог сыграть на сотне концертов. Поэтому мы сократили тур до 81 концерта и закончили его в нашем родном городе Бирмингеме. Так что путешествовать было круто.
Но с Deadland Ritual мы выступали в небольших клубах и на разных сценах на нескольких фестивалях по всей Европе, и это меня просто добило. Самолётов не было, все передвигались на автобусах, и я просто не смог этим заниматься».
Я читал, что Black Sabbath предложили выступить на фестивале Power Trip, а ты, похоже, уже покончил с гастролями. Мы все читали, что ты говорил о будущем. Но закрыл ли ты дверь полностью или, если возникнет подходящая ситуация, вы снова выступите вместе как Black Sabbath?
«Может быть, один-два раза или что-то в этом роде. Я выступал с Foo Fighters в прошлом году, когда это было? Это было одноразовое выступление. Мне понравилось, но если бы это было хорошо организованное выступление, я бы выступил. У меня был шанс прошлым летом, когда Тони и Оззи закрывали Игры Содружества в Бирмингеме в Англии, и они попросили меня выступить, я согласился, но, к сожалению, заболел ковидом и не смог поехать, поэтому им пришлось пригласить Адама Уэйкмана, клавишника, чтобы он играл на басу».